Суету навести охота.
(с) популярный нынче мем.
Все представляют себе, хотя бы в общих чертах, тактику, принятую в европейских странах (и в России в том числе) для кавалерии в Новое время - со второй половины XVII по первую половину XIX века? На всякий случай напомню, что сводится она к следующему: тяжелая кавалерия (кирасиры и драгуны) формируют ударный костяк группы. Первые их шеренги вооружены пиками, последующие - холодным и стрелковым оружием.
Кирасирский эскадрон - основная боевая сила и опорная точка в кавалерийском построении. Он должен быть прикрыт легкой кавалерией - гусарами, казаками, уланами, иногда - егерями и т.п. Легкие кавалеристы непрерывно атакуют противника серией "жалящих укусов": наносят легкие удары по его передним линиям или флангам с целью разозлить, раззадорить - и спровоцировать на атаку. Завязать бой. В идеале - так, чтобы враг сломал строй, кинувшись вперед очертя голову. Тогда медленно разгоняется кирасирский эскадрон, неотвратимый, как сама Смерть, а легкие всадники уходят на фланги: теперь их задача - беречь кирасир от окружения.
На практике, конечно, сплошь и рядом бывало по-другому, но в теории, по военной науке, должно было быть так. И такого принципа построений всегда старались придерживаться: легкие всадники прикрывают с построение тяжелых.
А теперь хотите сенсацию? Военная теория ранней Византии, VI-VII века, говорит... Практически то же самое!
В частности - "Стратегикон", книга неизвестного автора упомянутого VI-VII века, так называемый "трактат Псевдо-Маврикия". "Псевдо-" - потому что автор (без сомнения, человек военный) остался неизвестным. Подозревают полководца Урбикия, императора Маврикия или кого-то из его окружения. Возможно, что авторов было несколько: лингвистический и филологический анализы говорят, что разные части "Стратегикона" писали разные люди.
Византийская кавалерийская тактика
Согласно "Стратегикону", все кавалеристы делятся в первую очередь на дефензоров и курсоров. Дефензоры - это "защитники". Представляют из себя тяжелую регулярную кавалерию, тех самых катафрактариев.
Дефензоры формируют центральные меросы (приблизительно можно перевести как полк) передней линии боевого построения. Их задача - держать фронт, служить живой крепостью, а после получения соответствующего приказа - нанести страшный фронтальный удар, добивая противника.
Дефензоры - катафрактарии. Все в доспехах. Передние шеренги, помимо кольчуг или чешуйчатых панцирей обязательно имеют еще наручи и поножи. Передние шеренги дефензоров вооружены небольшими щитами и пиками. Средние (начиная с третьей) - луками, но иногда и пиками (контосами) тоже. Причем их пика имеет ременную петлю для подвески на плечо, чтобы освободить руки для стрельбы из лука.
Последние шеренги могут иметь различное вооружение - либо пику, либо лук, в зависимости от особенностей комплектования той или иной тагмы. Все воины имеют мечи.
Глубина построения - от 5 до 10 рядов в зависимости от тактической необходимости (надо растянуть фронт или нет). В передних рядах стоят лучшие.
В промежутках между отрядами дефензоров находятся меры курсоров - дословно "бегающих". Это легкая конница, набираемая преимущественно из союзных варваров - федератов. Особенно ценились, кстати, гунны. Вооружение - преимущественно луки, доспехов особо нет, да им и не надо...
Хотя, справедливости ради, надо отметить, что в этом случае "реестровых" солдат и наемников-федератов Псевдо-Маврикий не разделяет. И тех, и других он предполагает обучать по одному принципу.
Разделяли конницу "по весу" византийцы только в сражении. Просто потому, что состав их армии был очень пестрым, и то, на что способен наемный гунн или араб, того не сможет выполнить тяжелобронированный ромей - и наоборот.
Но обучали свои регулярные войска универсально, так, чтобы любой боец тагмы мог при необходимости выполнять задачу и дефензора, и курсора. По крайней мере, так предписывает Псевдо-Маврикий. Так должно быть в идеале:
Итак, при тренировке каждой тагмы или миры, или меры, или всей первой линии следует разделить всех солдат на три части. Если тагма тренируется отдельно от остальных, большинство ее солдат следует поставить в строй в качестве курсоров, по десятку кавалеристов разместить в развернутом строю тем же фронтом по обе стороны от курсоров в качестве дефензоров, а небольшое число других кавалеристов, около десяти человек, установить лицом против них, чтобы они разыгрывали с ними столкновение. С началом такого столкновения курсоры должны на скаку устремиться вперед якобы для сражения, отделиться от дефензоров, а затем, преодолев по прямой линии одну или две мили, возвратиться назад на половину этой дистанции, совершить перемещения направо или налево, проделав это три или четыре раза, и снова напасть, повернувшись кругом, а после этого возвратиться в тот интервал между дефензорами, откуда они первоначально вышли, и действовать вместе с дефензорами, как бы отражая преследователей. Таким же образом следует действовать и при тренировке миры: одни ее тагмы следует выстраивать как курсоров, другие - как дефензоров, а затем менять их, так чтобы курсоры становились дефензорами, а дефензоры курсорами, для того чтобы они умели действовать в различных обстоятельствах. Подобным же образом следует поступать и при тренировке мер, а также первой линии, равно как и второй. При обучении курсоров круговым движениям, в которых будут принимать участие различные тагмы, следует предусмотреть, чтобы они были разделены на две команды и попеременно нападали одна на другую, но при этом, двигаясь навстречу друг другу, одна команда должна идти выступом, другая же уступом, чтобы всадники не столкнулись.
(с) "Стратегикон", книга III "О построениях тагмы"
Тагма, по Псевдо-Маврикию, это отряд в 310 человек (на практике - 300-400, иногда и 500). Мера, или мерос - это несколько тагм. Сколько - определяется текущей ситуацией.
Ничего не напоминает? )) Почти неподвижный основной ударный отряд, на который опираются "выпады" легких всадников, дразнящих врага, завязывающих бой.
Псевдо-Маврикий не упоминает, но, по логике, те, кто на тренировке исполнял роль курсоров, не должны были надевать доспехи ни на себя, ни на лошадь.
А пикой и луком катафрактария учили действовать в равной мере.
Но то шла речь о тренировке, имеющей благородную цель подготовить универсального воина... Теперь - о сражении:
Архонтам первой, то есть передовой линии следует приказать, чтобы они сообразовывались с центральной мерой, где обычно располагается гипостратиг, равнялись по ней и вместе с ней вступали в сражение. Если в ходе сражения враги обратятся в бегство, то курсоры должны на скаку устремиться в преследование врагов до их фоссата (укрепления - А. Л.); дефензоры же должны сопровождать их, соблюдая строй, а не оставаться на месте, чтобы в случае возможного обращения врагов вспять курсоры, оказавшиеся не в состоянии выдержать удар, находясь вблизи неприятеля, отступили к дефензорам и получили от них поддержку. Если же окажется, что в ходе сражения одна или несколько мер обратятся в бегство, они должны отойти ко второй линии на рубеж одного или двух полетов стрелы от нее и снова повернуть против врагов, получив соответствующие и обычные в таких случаях приказы или распоряжения. И если они не смогут обратить врагов в бегство, они должны снова отойти назад и опять повернуть. Если же с первой или со второй попытки они не смогут отбросить врагов, тогда они при подходе второй линии должны отступить к ней, пройти через ее интервалы, развернуться в ее тылу, в середине пространства между второй и третьей линиями, и, приняв форму клубка, ударить по врагам вместе со второй линией и, если те обратятся в бегство, энергично преследовать их.
(с) "Стратегикон", III книга, раздел 10.
Если это не тот же принцип, по которому в XVIII-XIX веках кирасиры и драгуны взаимодействовали с уланами и гусарами, то я даже и не знаю...)) Да, конкретно техника боя, конечно же, различалась. Оружие-то другое, и лошади другие. Ромейский всадник восседал без стремян на лошадке ростом где-то 130 см в холке. Кирасир Нового времени, в стременах и верхом на громадном битюге, этого микроба даже бы и не заметил.
Поэтому те же дефензоры не вламывались всей массой в гущу вражеского строя, подобно рыцарям. Они действовали совершенно иначе: пикинеры из первой и второй шеренги отмахивались от врага пиками, пуская лошадок на небольшой скорости, в то время как надежно защищенные бронированными телами товарищей лучники из средних линий расстреливали оппонента практически в упор.
Луки, кстати, ценились гуннские, композитные, мощные...
P.S. А еще, по "Стратегикону", в в построении должны быть плагиофилаки, нотофилаки и гиперкерасты. Но это уже совсем другая история...)