Найти в Дзене
Алексей Никифоров

Talk like TED. Книга о навыках публичных выступлений.

“If you cannot communicate and talk to other people and get across your ideas, you are giving up your potential”. Warren Buffett

Полностью разделяя эту точку зрения (особенно для юристов и руководителей), какое-то время назад, прогуливаясь по парижскому книжному магазину с иностранной (для Франции) литературой, я обратил внимание на книгу Talk like TED, написанную экспертом по коммуникациям и публичным выступлениям, американцем итальянского происхождения Кармином Галло (https://en.wikipedia.org/wiki/Carmine_Gallo ).

Их хотя к тому моменту я посмотрел уже массу выступлений на TED, даже дважды посетил наш московский TEDx Sadovoe Ring, эта книга доставила мне огромное удовольствие. Наполненная примерами выступлений (которые хорошо сразу же просматривать по мере чтения книги), написанная легко, она дает четкое представление об оптимальном построении своей презентации, речи, любого публичного выступления.

Ниже – основные зафиксированные мною идеи.

• Вы не сможете зарядить идеей аудиторию, если не заражены ею сами. И зачастую именно эмоциональная заряженности помогает побороть стресс перед выступлением. В книге вообще достаточно часто говорится о том, что не следует идти на компромиссы со своей мечтой и нужно не бояться делиться ею со зрителями. В качестве иллюстрации автор приводит выступление профессора экономики Ларри Смита на тему “Why you will fail to have a great career” ( https://www.ted.com/talks/larry_smith_why_you_will_fail_to_have_a_great_career/transcript?language=en ). По мнению профессора, в большинстве случаев основной причиной неудачной карьеры у молодых людей является отказ от попыток найти работу своей мечты (как бы это пафосно не звучало). Автор книги подчёркивает, что большинство выступающих на TED имеют страсть, а не просто профессию.

• Одним из главных инструментов эмоционального воодушевления аудитории является storytelling. Личная история, особенно в начале выступления – это то, что приковывает внимание публики, всегда более живо реагирующей на рассказы о конкретном человеке, особенно о том человеке, который стоит на сцене. В качестве примера приводится выступления Брайана Стивенсона, адвоката, имеющего большой опыт представления интересов малоимущих в американских судах, включая Верховный суд ( https://www.ted.com/talks/bryan_stevenson_we_need_to_talk_about_an_injustice ). В его выступлении примерно 65 процентов времени – это storytelling. По словам самого Стивенсона, «если ты начнёшь выступление с чего-то абстрактного, не связанного с ежедневной жизнью, тебе будет очень сложно завоевать внимание публики. Поэтому я часто говорю о членах своей семьи, поскольку каждый из нас имеет семью и связывает с ней значительную часть своей жизни». Если Вы посмотрите выступление Брайана, удостоившееся двухминутной овации зрителей, то увидите, как он органично вплетает истории и сюжеты из своей жизни в основную линию повествования, не отходя от основной темы, при это сдабривая свой рассказ приличной долей юмора. И без каких-либо слайдов.

• Истории могут быть трёх видов:

1) персональные (автор говорит, что советует бизнесменам и политикам, которые хотят, чтобы их цитировали, говорить как можно больше о личных историях),

2) истории о других. Например, Joel Osteen ( https://www.youtube.com/watch?v=eGNZxYuiZ7E ) приводит в качестве примера своего друга-предпринимателя, который смог получить кредит на новый бизнес только с 32-го раза, чем подчёркивает тезис необходимости пробовать создать своё дело, которое, по словам Joel, в 90 процентах случаев с первого раза не полетит, но в 90 процентах случаев полетит со второго раза, хотя 80 процентов неудачных предпринимателей не начинают второй бизнес,

3) истории об успешном бренде. Здесь можно привести в качестве примера выступление Стива Джобса о клиентах Apple, покупающих компьютеры MAC. Людей, которые покупают продукцию Apple, Джобс характеризовал следующим образом: “They are the people that are not out just to get a job done; they are out to change the world and they are out to change the world using whatever great tools they can get. And we make tools for those kind of people … A lot of times, people think they’re crazy. But in that craziness, we see genius. And those are the people we’re making tools for” ( https://www.youtube.com/watch?v=-QZKy9FzR6k )

• Как это ни странно, данные наблюдения вполне релевантны не только для публичных выступлений на сцене перед большим числом зрителей. Они также актуальны для представления своих идей руководителям или инвесторам. И автор настоятельно рекомендует не использовать в таких выступлениях много цифр, деталей, buzzwords (таких как leading, solutions, ecosystem), клише. По словам Кармина, слушатели пропускают мимо ушей фразы, которые слышали до этого сотни раз. Поэтому каждое выступление должно быть индивидуальным, насыщенным личными историями, нестандартными идеями, простыми и близкими для слушателей образами.

• Идеальная скорость речи на публичном выступлении – 150-160 слов в минуту. Это немного медленнее, чем в обычном разговоре. Так говорил Стивенсон ( https://www.ted.com/talks/bryan_stevenson_we_need_to_talk_about_an_injustice ).

• Любое выступление нужно сопровождать жестами. Они существенно повышают внимание зрителей ко всему, что говорит спикер. Посмотрите на видео выступлений Муссолини: https://www.youtube.com/watch?v=bOHs2dagqq4

• Никогда и ни за что не держите руки в кармане, когда выступаете

• Одним из сильных источников радости является допамин. По степени влияния на наше настроение, исследователи сопоставляют его с наркотиком и алкоголем. В свою очередь, главнейшим источником допамина для нас является новая информация. Поэтому мы так живо реагируем на любую новую и неожиданную для нас информацию.

• Посмотрите выступление Билла Гейтса ( https://www.ted.com/talks/bill_gates_mosquitos_malaria_and_education ) и вы, скорее всего, запомните момент, когда он выпускал москитов в зал, но не запомните большую часть его выступления. Время на выпускание москитов при этом занимает около 5 процентов общего времени выступления.

• Хорошо запоминается неожиданная статистика. Например, в своём выступлении Jon Ronson ( https://www.ted.com/talks/jon_ronson_strange_answers_to_the_psychopath_test ) приводит: «One in a hundred regular people is a psychopath. So there is 1500 people in this room. Fifteen of you are psychopaths”

• Конечно, помогает юмор. Кстати, он в принципе помогает. Когда один популярный сайт знакомств спросил у своих пользователей, какое качество они считают наиболее важным в своём спутнике, 80 процентов сказали о чувстве юмора. В свою очередь, Fabio Sala (HBR, “Laughing all the way to the back”) привела данные, согласно которым наиболее успешные менеджеры шутят в два раза чаще среднего. А самое популярное выступление на TED – Ken Robinson ( https://www.ted.com/talks/sir_ken_robinson_do_schools_kill_creativity ) – сплошь состоит из смешных историй про него самого и его знакомых. Посмотрите – не пожалеете.

• Золотой стандарт публичного выступления – 18 минут. Как пишет автор, это “is long enough to be serious and short enough to hold people’s attention”. Внимательное слушание – это действие, требующее серьезного усилия и концентрации. Нужно обладать по истине гениальными артистическими навыками, чтобы удержать внимание слушателей на 30 и более минут. Тут, конечно, вспоминаются наши университетские лекции, которые длились бесконечно долго. Оказывается, их надо было просто сократить))

• Наверное, вы уже это неоднократно слушали, но одним из ключевых принципов построения выступления является ее разделение на три части. Автор рекомендует разделять презентацию следующим образом:

1) Главный тезис. Он должен укладываться в формат сообщение в Twitter, то есть быть не длиннее 180 символов

2) Три аргумента в поддержку главного тезиса. При этом каждый тезис следует подкреплять примерами, статистикой, историями.

Посмотреть, как работает этот принцип, можно, уделив 15 минут на просмотр выступления Стива Джобса в Стэнфорде ( https://www.youtube.com/watch?v=f5rtbkYWdAk ), которое отлично разбивается на три части.

• За время короткого выступления, фотографии, видео и картинки позволяют передать 6 раз больше информации, чем тексты. Поскольку запоминаются лучше и осваиваются быстрее. Поэтому автор настоятельно рекомендует обходиться почти без текста в презентациях. Визуализация работает гораздо эффективнее. Посмотрите выступление бывшего вице-президента США Альберта Гора ( https://www.ted.com/talks/al_gore_the_case_for_optimism_on_climate_change#t-521702 ). Оно полно иллюстраций и почти не содержит текста. Но это одно из лучших выступлений на TED

Большинству из нас есть, о чем рассказать. Нужно только научиться это делать и начать получать удовольствие от своих выступлений. Talk like TED – отличный способ сделать к этому первый уверенный шаг.