Найти тему
Аутизм и школа

Аутизм. А как сделать так, чтобы ребёнок, который не переносит музыку, слушал её. Мой опыт.

На этом канале разворачивается несколько параллельных сериалов))

Кому-то может показаться по заметкам, что во главе угла нашей жизни сейчас стоят уроки с дефектологом, но нет. Это было бы слишком просто.

Музыка.

Я написала о том, как узнала, что невозможность слушать музыку к Грише пришла с началом погружения в аутизм. И написала о том, что добрый человек в комментариях сказал, что вообще-то эта невозможность говорит о том, что у ребёнка вполне так может быть не развита подкорка. А исправить это можно как раз слушаньем музыки...

Ну и я, как человек без тормозов, радостно начала включать Моцарта (привет Томатис). Но очень тихо. Так, что Гриша и не слышал толком.

И вот тот же комментатор пришёл и сказал, что вы что с ума сошли Моцарт - это хорошо, но вообще-то логопеды начинают с простых ритмических композиций. И лучше раз в час слушать по 30 секунд. Но каждый час и на нормальной громкости.

Не вопрос. Начала включать Грише "В траве сидел кузнечик". Что может быть примитивнее. 3 ноты в куплете. И больше ничего. Припев я вырезала, ибо там уже сложно, в сравнении с куплетом.

И что? А ничего. Гриша первые раза три как-то выдержал. Но потом начал сопротивляться и настоятельно просить убраться из комнаты.

Причём я начал пытаться впихнуть в него хотя бы один куплетик. Ну... десяток ноточек. 1212123. Нет... Заслышав уже первые ноты, он бежал выключать...

И что?..

Ничего.

Заставлять? Я попробовала. Но моя жизнь и так переполнена этим самым "заставлять". А ещё каждый час это делать?.. Так у меня крыша ушуршит через пару дней.

И поэтом я сделала что? Правильно. Подумала, а что я знаю о Грише? Куда и как я могу вписать музыку?

В уроки. Но это один урок - 2 минуты. И всё. Этого мало.

А что я ещё знаю о Грише?

---

А знаю я о нём следующее. Гриша, вот сейчас сюрприз будет, очень уважительно относится к человеческому труду, который он называет РАБОТА.

Так сложилась Гришина жизнь, что мама работала постоянно дома. И до болезни, и во время оной. И не просто втыкала в монитор. А конкретно так дома мастерскую устроила, забыв что детка - аутист. А делала я сувенирные игрушки. И в большом количестве. Так что Гриша вырос среди столов, покрытых лапами, хвостами, ушами, телами. Среди бусин, иголок, ниток, наполнителя.

И вот чудо, ко всему этому он относился очень уважительно. Да, проявлял интерес. Тогда я давала ему инструменты и мы вместе "работали". Сидели за моим столом, он собирал бусы на нитку, а я вязала (крючком). И так - годами. Постепенно всё, что я делала, стало для Гриши прозрачно. И он уже ничего не трогал.

Я это не особо ценила. Нужно зарабатывать деньги, как-то не до размышлений было, а как сын примет мастерскую дома. Примет. Не примет - заставлю.

Очень смешно. Заставить его не трогать вещи на тот момент было очень сложно. Большое количество вещей погибло. Но почему-то с моей работой так не было. Может, я была очень убедительна, объясняя Грише, что нельзя тырить уши с хвостами, что они очень нужны вот этим зайцам, видишь, они без ушей и без хвостов остались???? Не знаю.

Но как-то к нам в гости заглянул товарищ, которого поразило то, что он увидел. Шестилетний, не очень адекватный Гриша сидит среди комнаты-мастерской (это был не один стол с комодиком, нет, это была целая комната) и занимается Гриша своими делами и ни к чему не прикасается. Товарищ высказал своё удивление и восхищение. А я не очень поняла, а чем собственно, он восхищается.

До сих пор не очень понимаю. Ибо я не знаю, как это произошло. Гриша просто уважает чужой труд. И когда ему говорят "Я работаю" или "Папа работает", для него это абсолютно понятно. Нельзя беспокоить.

И сам он свои бдения за компьютером называет РАБОТОЙ.

---

Вернёмся к музыке.

Я знаю, что Гриша уважает чужой ЛЮБОЙ труд. Я как-то увлеклась пазлами. И их он тоже не трогал. Лежали на столе неделями. Подходил, пытался помочь, но не совершал никаких разрушительных действий.

---

Итак. Музыка.

Уважаешь, Гриша, значит, чужую работу? Молодец. С этой стороны и к музыке подползём.

И откапала я ноты "Кузнечика", поставила на стол синтезатор, который Гриша, кстати, любит. И начала играть. Если что, я не музыкант. И играла вообще не по нотам, а по цифрам. Но суть не в этом.

Суть в том, что я смогла за несколько дней нарастить время своих упражнений от одной строчки до двух исполнений песни целиком за один раз. И сделала это за несколько дней. Почему начала с малого? Потому что Гриша всё же испытывал трудности, когда я начала играть. Он выключал мультик, выяснял, когда я закончу, и ждал. Пристально смотрел на ноты (да, его я тоже усадила за синтезатор и ноты "Кузнечика" он научился читать за пару минут), так вот он смотрел на ноты, чтобы, Боже упаси, мама не сыграла больше.

Но постепенно я начала наращивать. Сажусь за синтезатор и говорю: "Гриша, мне надо поработать. Я сыграю вот это," - показываю ему кусок на нотном листе. Гриша с умным видом кивает и стоит рядом, чтобы, опять же, мама не сделала больше того, что сказала.

В итоге. Он уже не стоит над душой. И даже не контролирует. Занимается своими делами. А я просто играю. Вот, два раза могу сыграть "Кузнечика" без его комментариев, со всеми куплетами и уже припевами. Теперь он, когда, видимо, мозги начинают взрываться, спрашивает: - Мама, это всё?

Так я понимаю, что добралась до нового предела его возможностей, говорю: - Нет, ещё один раз и всё.

Играю. И выключаю.

И так раз в час.

Вот такой обходной путь получилось создать к прослушиванию музыки. Потому что я же не просто играю. Я же перед этим что делаю? Правильно, слушаю композицию. Тем самым готовлю Гришу именно к прослушиванию с носителя, а не к постоянной моей игре. Ибо "Кузнечик" - это ещё куда не шло, а вот дальше я как-то не уверена, что потяну музицирование.

Итак.
Если по прямой не получается.
Всегда можно в обход.
Главное, найти этот "в обход".

Удачи вам, дорогие мои читатели.

П.С. И это я ещё не бегаю с транспарантом:

Гриша играет на синтезаторе "В траве сидел кузнечик"!!! УРРРРАААА!!!

Потому что я прям даже не знаю, как это выговорить толком. И к чему это может привести - Гриша и игра на инструменте. Когда узнаю, обязательно расскажу.

Но да, у Гриши в расписании появился урок под названием МУЗЫКА, на котором он, Гриша, играет "В траве сидел кузнечик" на синтезаторе.

Пишу и сама не верю)))

П.С. 2. Перечитав эту заметку несколько раз, я подумала, а может, это музыка, которой я задалбливаю Гришу целыми днями, повлияла на его адекватность последних двух дней? Она что, успокаивает его? Мысли приводит в порядок? Помогает себя контролировать?

Не знаю... Кто б рассказал. Я бы и этюды Шопена в таком случае освоила... не то что "Кузнечика".

НАВИГАТОР

ВОПРОСЫ