Найти тему
1,5K подписчиков

От сказочного везения к гипертрофированной силе: Мэри-Сью в современной литературе

685 прочитали
Все знают, что Мэри-Сью, или для мужских персонажей — Марти Сью, это персонажи, которых автор наделяет гипертрофированными и нереалистичными способностями и везением.

Все знают, что Мэри-Сью, или для мужских персонажей — Марти Сью, это персонажи, которых автор наделяет гипертрофированными и нереалистичными способностями и везением. Признаюсь, я люблю «мерисьюшность» Впечатление, что признался в чем-то постыдном, как мальчик в пубертатном периоде.

Многие современные авторы наделяют своих героев удивительной удачливостью, небывалыми силами и возможностями. И читатели пишут разгромные комментарии под сетевыми произведениями, обвиняют автора в «мерисьюшности»... Часто на форумах встречал отзывы типа «Прочёл все ваши сто пятьсот книг серии. Герою всё даётся слишком легко! Вы — мерисьюшник»!» А дальше — перечисление роялей, церковных органов, просто баянов и бородатых шуток. И резюме — аффтар исписался, выпей йаду.

Но так ли плоха «мерисьюшность»? Очень часто автору необходимо высказать личное мнение о поведении героя в конкретной ситуации, его душевных терзаниях, его размышлениях, его реакции. В сюжете острые ситуации часто следуют одна за другой, постоянно нарастая по шкале сложности. Как тут без гипертрофированного везения и «мерисьюшности»? Если его нет, герою придётся туго, ведь фантазия автора неисповедима и сюжет может зажить своей жизнью.

Из комментариев на «Самиздате» под повестью А. Сапегина «Дороги сказок»

«ГГ слишком крут ещё в нашем мире и стреляет, и борется, и книги читает (и не надо думать, что любой человек лиши его компьютера будет таким же, компьютеры появились недавно, а дети всегда находили чем развлечься и без учёбы, это обычно только аристократы учились с детства, ну так тут ничего удивительного их же натаскивают как породистых собак — учёба по принуждению и жизнь без детства).
Ну и вот получив изрядную долю «крутости» (а в реальности мэри сьюшности) ещё в нашем мире, в другом мире ещё хлеще и «зверь» в него вселяется (и убийства для него тут же становятся нормой), и знания языка ему ни с того ни сего отсыпают и драконом становится и т. д. и т. п. Ну и, разумеется, всё это без учёта стандартных для подобных книг суперспособностей к магии.
А обучение владению оружием в считанные месяцы да ещё и двумя руками единовременно? Сразу появляется вопрос: почему драконы (если это черта именно драконов) не держали все остальные расы в рабстве или даже не уничтожили их, когда те начали усиливаться. По идее автор настолько замэрисьюшил драконов, что по идее они должны были остаться единственным разумным видом (или, как минимум единственным доминирующим видом) на планете, в общем, в желании сделать своего персонажа крутым везде, где только можно автор тем самым создал абсолютно не реалистичный мир».

Когда читатели, важно раздувая грудь, начинают говорить о нереалистичности выдуманного фентезийного мира, я смеюсь до колик в животике. Ребята! Это фэнтези — априори нереалистичный мир. Надеюсь, читая «Хроники Амбера», никто не пытается найти соответствие переходов между Тенями и квантовой неопределённости? Вот и не надо ждать реалистичности от сказки — включите фантазию и объясните всё себе сами, местным менталитетом, например. Потому что попаданцу в фентэзятину без «мэрисьюшности» придётся туго. И не сможет автор увлекательно раскрыть сюжет о своём придуманном мире, если всё будет подчинять законам безжалостной логики.

По мне, не так страшна «мерисьюшность», как её малюют. Она может с успехом использоваться для расширенного описания героев. Просто как и со всеми литературными инструментами, её должно быть в меру.

Эту заметку написал Темный Инквизитор
Грядет очищение! 🔥
Все знают, что Мэри-Сью, или для мужских персонажей — Марти Сью, это персонажи, которых автор наделяет гипертрофированными и нереалистичными способностями и везением.-2