Найти в Дзене
В гости к бабушке Европе

«Только паста, салат вам не нужен», – уверенно сказал официант. Он имел право вмешиваться в мой заказ?

Неоднократно в социальных сетях я встречала споры о том, имеет ли официант право комментировать и уж тем более корректировать заказ клиента. Без запроса (sic!) высказываться насчёт размера порции, особенностей блюда, остроты и так далее... Мнения, как обычно, встречались разные. В качестве своего ответа на этот вопрос приведу два примера из жизни.

Первый эпизод произошёл в Вене несколько лет назад. Мы со спутником были ограничены во времени (ночной перелёт и Вена проездом), поэтому сразу же из аэропорта рванули в марш-бросок по музеям. В Арсенале бродили особенно долго – ну, мужчина и оружие, сами понимаете! – поэтому обедать сели поздно. Я была голодна, спутник – ещё голоднее.:) Открыв меню, он вдохновенно начал перечислять: мол, пожалуйста, тафельшпиц на двоих с картошкой и шпинатом, а ещё два шницеля и картофельный салат на гарнир... и, может быть, возьмём жареный сыр к пиву, пока ждём основной заказ, а ещё... однако официант буквально подрезал крылья.

– Enough. Believe me. Enough. – (Достаточно. Поверьте мне. Достаточно).

Официант едва ли не руку к сердцу прижал, а голос его звучал тихо, но очень уверенно и убедительно: мол, хватит вам, ребят, достаточно, поверьте старому солдату... Затем жестами он показал объём кастрюли тафельшпица и диаметр шницеля. Всё вместе выглядело впечатляюще. Мы решили согласиться, и я отказалась от своего шницеля: решили, что разделим один пополам. Не пришлось. Тафельшпиц был чрезвычайно сытный, так что мой спутник и один шницель доедал уже без особого энтузиазма. От души поблагодарили официанта за голос разума.

Кто не знает: тафельшпиц в Вене - это не блюдо, а целый ритуал, включающий в себя внушительный котелок бульона с говядиной. Для двоих - вполне!
Кто не знает: тафельшпиц в Вене - это не блюдо, а целый ритуал, включающий в себя внушительный котелок бульона с говядиной. Для двоих - вполне!

Когда после возвращения я несколько раз рассказывала об этом эпизоде друзьям, мнения разделялись. Кто-то весело смеялся вместе со мной: да, мол, хорошо, что такой понимающий официант попался! Иначе и еда бы осталась несъеденной (а тащить в гостиничный номер шницель как-то некстати), и лишние деньги потратили бы. Кто-то делал строгое лицо и говорил, что такое поведение обслуживающего персонала, на его взгляд, абсолютно неприемлемо и даже возмутительно. Дело официанта – заказ принять, а не оценивать объём желудка клиента и не давать указания, сколько человеку есть.

Глупо, на мой взгляд... Официанту как раз выгоднее, чтобы клиент заказал больше, и если он отговаривает от этого шага – значит, явно не из корысти и вряд ли из вредности, а скорее просто из добрых побуждений. Ну, и из своего опыта.

Похожая сцена разыгралась несколько лет спустя, когда мы с подругой оказались вдвоём на Мальте. Ночной перелёт, ожидание заселения в отель, прогулка по Валетте, долгожданный обед... Хотя мой заказ был вполне лаконичным: пожалуйста, салат с осьминогом и спагетти, ничего лишнего. Однако у официанта было другое мнение.

– For you? No, lady, just pasta. – (Для вас? Нет, леди, только паста).

Учитывая, что официант был достаточно пожилым, у меня возникла ассоциация с заботливым дедушкой: нет, мол, девонька, никакого салата, пасты тебе хватит!:) Смешно. Но из описанного выше вполне понятно, что официантам я часто доверяю.:) И согласилась: ну, думаю, если не наемся, заказать салатик – дело нехитрое... однако не пришлось. Порция пасты была такого размера, какой я подала бы на 3-4 человек. Щедрая Мальта.:) Вступить в общество чистых тарелок мне не удалось, не осилила. И снова искренне поблагодарила официанта за то, что не дал сделать глупость.

Не во всех туристических местах официант непременно хочет вас обмануть. Иногда он не прочь уберечь клиентов от ошибки и лишних расходов.
Не во всех туристических местах официант непременно хочет вас обмануть. Иногда он не прочь уберечь клиентов от ошибки и лишних расходов.

Я уже однажды говорила, что мне категорически не нравится, когда официантов считают людьми второго сорта. Более того, я убеждена, что многие из них – профессионалы с солидным опытом работы. И этот опыт позволяет им предвосхитить какие-то неловкие моменты. В блоге одного официанта, например, я читала, что он специально не пробивает заранее заказанные десерты – слишком уж часто клиент не рассчитывает свои силы, объедается и просит отменить заказ на сладкое. Мол, если к концу трапезы всё ещё уверен в своих силах насчёт тирамису – тогда и добавим в чек, а заранее не нужно. И, наверное, официант не на ровном месте этот алгоритм придумал.

Напоследок ещё один случай – на сей раз из солнечной Испании. Мы со спутником положили глаз на ассорти мяса на гриле и спросили официантку, достаточно нам будет одного на двоих. Девушка всерьёз озадачилась, прикидывая что-то в уме, а потом едва ли не с отчаянием в голосе ответила:

– Не знаю! Для двух дам было бы идеально. Для двух мужчин, пожалуй, маловато... Для мужчины и женщины... ну, наверное, нормально... но не уверена!

Затем сеньорита добавила, что в случае необходимости мы всегда можем заказать что-то ещё. Мы подумали точно так же. Однако не пришлось – порция была очень солидная, мы наелись. В ходе трапезы смеялись, прикидывая, про каких абстрактных дам и мужчин она говорила – наверное, про очень прожорливых...

Пожалуй, я знаю одного-единственного человека, в отношении которого у официантов часто не складывается паззл. Есть у меня очень худенькая подруга, утончённого вида барышня, которая большой пиццей только разминается перед заказом стейка рибай, а после стейка заказывает ещё и ризотто, потому что не наелась.:) Бывает. Однако по большинству людей опытный официант всё-таки может предугадать их пищевое поведение.

К слову, я и мои родители во время нашего первого визита в Будапешт были бы очень признательны официанту в ресторане, если бы он вмешался и скорректировал наш заказ, а не принёс бы с невозмутимым лицом три огромных "фермерских доски" двоим худощавым молодым людям и 9-летней девочке.:) Наверное, тот официант повёл себя очень корректно и не нарушил наши личные границы... вот только благодарить его за это совсем не хочется. В отличие от мудрых дядечек, встреченных мною позднее.

А что вы думаете по этому поводу? Высказывайтесь в комментариях и подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного. Читайте также: