Луговой – самый мелкий представитель рода луней. Тем не менее, ему присущи все основные «лунёвые» особенности: легкий барражирующий полёт над самыми верхушками трав, развернутые углом крылья, напоминающие широко раздвинутую букву «У», различия в окраске между бурыми самками и сизовато-серыми самцами. В отличие от более массивного и коренастого болотного луня, луговой в воздухе легок и изящен, способен стремительно взмыть и тут же перейти в пикирование, завершающееся точнейшим броском на жертву. При сильном встречном ветре полёт его напоминает хрупкий полёт бабочки, но не простой капустницы или лимонницы, а благородного махаона или любительницы дальних перелетов репейницы. Он также чередует сильные взмахи с парением, при котором слегка покачивается на ветру с боку на бок, проявляя удивительную лёгкость и кажущуюся хрупкость всей своей лётной конструкции. Полётом любого из луней можно любоваться бесконечно, их высший пилотаж над самой поверхностью земли просто завораживает. Но именно луговой, самый маленький и изящный, несущийся по ветру или загребающий в покачивающемся полете против него, вызывает наибольшее восхищение.
Взрослый самец лугового луня имеет сизовато-серый, истинно «лунёвый» наряд, который также носят самцы других видов светлых луней, полевой и степной. Три эти вида называются «светлыми» именно за сходную окраску самцов, «седых как лунь». Их наряды, конечно же, отличаются деталями. Основной признак, по которому можно различить самцов трёх этих видов– форма и размер чёрного участка на самом конце крыла. У лугового этот чёрный конец крыла самый большой. Он занимает почти треть длины крыла, сужаясь в сторону тела. Кроме того, от конца его снизу вдоль крыла тянутся две чёрные параллельные полосы. На верхней части крыла имеется одна хорошо заметная издалека чёрная полоса. В отличие от лугового, у полевого и степного, таких полос на крыльях нет. Самцы лугового луня, как правило, имеют гораздо более сизый, темно-серый общий тон окраски, в отличие от более светло-серого полевого и почти чисто-белого степного луня. Всё это относится к нарядам взрослых птиц старше трёх лет. Молодые самцы, вылетевшие в текущем году из гнезда, имеют рыжевато-бурый наряд, а птицы по второму году – пестрый переходный.
Сходны и самки этих видов, обладающие буровато-пестрой окраской оперения и хорошо заметным белым надхвостьем, чего нет у самок болотного луня.
Гнездятся луговые луни на земле, как правило, в очень труднодоступных плотных зарослях иван-чая, крапивы или тростника. В последние десятилетия, когда на месте заброшенных деревень поднялись заросли бурьяна, плотные куртины крапивы или иван-чая, луговые луни освоили эти местообитания. В отсутствии болотного, самого сильного вида рода, изгоняющего сородичей со своей территории, луговой занимает те же околоводные гнездовые биотопы, в которых обычно селится болотный – берега озёр и тростниковые болота. Более других видов рода луговые луни склонны к образованию групповых поселений, небольших колоний от двух-трёх до десятка гнездящихся пар. Самцы луней из такой колонии охотятся довольно далеко от гнёзд, периодически принося корм и передавая его каждый своей самке. В случае появления в районе колонии ворон или других пернатых хищников, самки из соседних гнёзд атакуют врагов совместно. Беспокойство самок привлекает самцов, которые бросив охоту, спешат на выручку. Групповыми усилиями луговые луни могут выгнать за пределы колонии и ворону и болотного луня.
Несколько раз я наблюдал поселение пары луговых луней на относительно небольшом расстоянии от гнезда болотных. Причем если гнёзда болотных луней располагались, как им и положено, на берегу озера, то соседние пары луговых жили в густых кипрейных зарослях. Но так уж сложилось, что эти заросли были на расстоянии не более восьмисот метров от гнезда болотного луня. Такое соседство всегда сопровождалось стычками, яростными атаками и захватывающими по своей зрелищности воздушными боями. Самец болотного луня, передав самке корм в воздухе, как правило, тут же улетал, слабо реагируя на беспокойство и атаки лугового луня. Чувствовалось, что ему это досаждало, но он предпочитал игнорировать крикливого и истеричного соседа, как неизбежное зло. Примерно также реагировала и самка болотного, но ей доставалось больше, поскольку она неотступно находилась при гнезде и часто совершала полёты в его окрестностях, чтобы размяться или забрать у самца корм. Как только она появлялась в поле зрения самца лугового луня, он тут же бросался в атаку. Сблизившись с кружащей над своим участком самкой болотного луня, он стремительно взмывал вверх, стараясь оказаться над ней. А затем, набрав высоту, пикировал, сложив по-соколиному крылья, слегка вытянув полусогнутые и готовые к удару лапы. Это было похоже на атаку маленького истребителя на большой бомбардировщик, когда пилот истребителя, истратив все патроны, идёт на отчаянный таран. Самка болотного луня не увертывалась и не сворачивала, уверенно следуя своим курсом, как будто не обращая внимания на летящую в неё сизую молнию. Но в последний момент, буквально за секунду до столкновения, она стремительно переворачивалась на спину, выставив навстречу агрессору длинные когтистые лапы. Луговой, резко сманеврировав крыльями и хвостом, тут же сворачивал и взмывал вверх, а самка болотного, перевернувшись в нормальное положение, продолжала свой полёт.
Несмотря на то, что зачинщиком столкновений и активной нападающей стороной всегда были луговые луни, победа оставалась за болотными, так как, в конце концов именно луговые покидали свой участок, не завершив гнездование выведением птенцов.
Питание лугового луня разнообразно, но всё же ведущее значение имеют в нём мелкие млекопитающие, в первую очередь серые полёвки. В годы низкой численности полёвок луговых луней становится меньше, а оставшиеся начинают добывать больше мелких птиц, ящериц и насекомых. В 1984 году, при относительно низкой численности полёвок, было много крупных зелёных кузнечиков. Погадки взрослых луней почти целиком состояли из хитина кузнечиков, которые абсолютно преобладали по количеству, составляя 78% от числа всех объектов питания. Но по потреблённой биомассе их было лишь 6%. При этом птенцов луни продолжали кормить полёвками, доля которых в питании птенцов по биомассе достигала 78,8%. То есть многочисленных, но малопитательных кузнечиков взрослые луни потребляли сами, а полёвок отдавали птенцам. В начальный период гнездования, пока самка насиживает яйца, а потом обогревает маленьких птенцов, она неотступно находится при гнезде, а самец добывает корм для неё и потомства. Прилетая по два раза в час, он каждый раз приносит добычу, которую передает в воздухе самке. Когда птенцы подрастают и могут уже оставаться в гнезде без материнского обогрева, на охоту вылетает и самка, но охотится она неподалеку, стараясь не упускать из вида свой гнездовой участок.
Начавшееся в 90-е годы зарастание лугов, привело в конце концов к их деградации на больших территориях. Луговые сообщества стремительно исчезают, зарастая ивняком, шиповником, а на более поздних стадиях и молодыми березняками. Появление среди них елей и сосен свидетельствует о необратимости процесса. Мы теряем луга, а вместе с ними сокращается численность многих луговых птиц, в том числе и лугового луня. Во многих регионах луговой лунь, из обычного ранее, перешёл уже в категорию редкого и очень редкого вида.
Надеюсь, вы запомнили, что две черные параллельные полосы на нижней стороне крыла позволят вам отличить лугового луня от его родственников?
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал, и вы первыми узнаете о новых публикациях.
В наших материалах вы найдете не только общеизвестные факты о природе, но и результаты собственных наблюдений, уникальную информацию, которую вы больше нигде не встретите.
Другие публикации о пернатых хищниках на нашем канале:
Канюк: каня плачет, дождя просит
Болотный лунь - хозяин пойменных озер и низинных болот
Ястреб-тетеревятник, пернатый хозяин леса
Змееяд
Все наши тексты оригинальны, здесь нет перепостов, непроверенной информации и плохого русского языка.