Я придерживаюсь непопулярной точки зрения, что в 37 иностранный язык выучить проще, чем 7. Нейрофизиология вроде бы на стороне детей: их ум острее, новенькие клетки в мозгу образуются быстрее. У взрослых ткани мозга постепенно стареют. Однако у взрослых есть большое преимущество: у них больше знаний о мире.
У меня была группа 5-клашек, с которыми я использовала бумажные деньги из «Монополии» на уроках. Однажды я выдаю ученице пачку: «Маша, Вы сегодня будете нашим бухгалтером. Раздайте всем...»
- Ирина, а что такое бухгалтер?
Это еще не самая дурацкая ситуация, хуже, когда в тексте встречается слово, значение которого ребенок не понимает и в родном языке. Однажды я терпеливо объясняла 6-класснику, что значит «амбициозный».
Как только выходишь за рамки традиционных “детских” тем: еда, части тела, игрушки, взрослым учиться проще. Даже если человек учит язык с нуля, он уже знает много английских слов: хантинг (от headhunting - буквально “охота за за головами”), клининг (cleaning - уборка), нетворкинг (networking - буквально создание сетей). Если учатся it-специалисты, то они говорят говорят на английском, сами того не зная: “пошарь экран (share - делить)”, “вы тикет создали к этому референсу?” (непереводимая игра слов, которая слышится из моей кухни, когда там работает муж).
Разумеется, взрослые учат язык иначе, чем дети. Бесполезно просто слушать радио на английском или смотреть сериалы с русскими субтитрами и ждать, что язык сам проникнет в мозг. Да, я тоже слышала много историй о том, как человек посмотрел 5 сезонов “Секса в большом городе” из заговорил. Однако их герои обычно умалчивают о том, что сериал они смотрели раз 5, часто бегая к словарю.
Взрослым дают больше грамматики, потому что так эффективнее. Один раз выучили, куда девать вспомогательный глагол в вопросительном предложении, и используем во всех времена.
С малышами слова типа «вспомогательный глагол» или «артикль» используют только самые отчаянные педагоги. Первокласснику куда проще запомнить конструкцию типа «Do you like ice-cream?».
У взрослых с абстрактным мышлением получше - им проще понять, чем выучить.