Найти тему
Валентина Яроцкая

"Соловецкий дневник": паломники

После путешествия на Соловки в сентябре 2018 года я написала заметки, которые до сих пор нигде не публиковала. И остались в моём архиве не высказанные хорошие слова о хороших людях… Это Николай Колычев так сказал в стихотворении: «Мне хочется войти и говорить хорошие слова – хорошим людям»… Я так и сделаю… Скажу эти хорошие слова о людях, с которыми я путешествовала…

Фото автора.
Фото автора.

…Собираемся на вокзале в Кандалакше, поезд отправляется в час ночи. Я никого из группы не знаю, кроме нашей руководительницы, поэтому, как всякого застенчивого человека, меня мучит беспокойство, как я буду чувствовать себя четыре дня среди чужих людей. Напрасным было это беспокойство: среди группы паломников, как я потом поняла, невозможно остаться чужим.

Елена Алексеевна Анисимова, руководитель нашей группы, организованной паломнической службой Североморской епархии, нас постоянно в поездке пересчитывала, чтобы не потерялись, поэтому мы все запомнили, что нас было тридцать четыре.

В составе группы два батюшки: отец Никодим, иеромонах, настоятель Кафедрального храма Воскресения Христова посёлка Умбы и прихода церкви Святого преподобного Варлаама Керетского города Островного, и отец Вячеслав, иерей, настоятель Прихода храма Преображения Господня города Североморска и Прихода храма Пророка Божия Илии посёлка Сафоново. Батюшки такие разные, это бросается в глаза с самой первой встречи. Отец Никодим – один сплошной сгусток энергии, постоянно что-то разъясняет и организовывает, шутит, заражает своей энергией всех окружающих. Потом, уже дома, я посмотрю в Интернете биографию отца Никодима, – и нисколько не удивлюсь, узнав, что у него за плечами историко-филологический факультет Мурманского педагогического университета. Отец Вячеслав другой – спокойный, молчаливый, рядом с общительной и разговорчивой матушкой Татьяной он кажется ещё молчаливее, но в том-то и дело, что, присмотревшись к ним, понимаешь: тут полная гармония, одно целое, имя которому «православная семья».

Отца Никодима я уже видела раньше, исповедовалась у него, когда приезжала на архиерейские службы в Умбу и в Варзугу. Узнала его сразу, увидев группу на вокзале. Подошла, поздоровалась со всеми и тут же услышала голос отца Никодима:

– Не знают, наверное, некоторые паломники, как у батюшки благословения попросить.

В другой ситуации я бы смутилась и даже обиделась, уразумев, что это в мой адрес, а тут фраза была таким полушутливым и доброжелательным голосом сказана, что я в тон отцу Никодиму ответила:

– Благословите, батюшка, темноту деревенскую…

Сразу же почувствовала, что здесь мне будет легко и просто, даже среди незнакомых людей. Поняла, что из «паломников-одиночек» я в группе буду, пожалуй, одна, все едут группками или с подругами, но беспокойство прошло. Вспомнила, как одна моя бывшая соседка рассказывала когда-то о наставлении своей мамы. Жила соседка со своей семьёй в Москве, но, как известно, квартирный вопрос москвичей испортил, так что ей пришлось соглашаться на переезд с мужем и детьми в далёкую Сибирь, где муж нашёл работу и жильё. Женщина очень беспокоилась, как они устроятся на новом месте, и её мудрая мама нашла способ успокоить дочку. «Там люди есть?» – спросила она дочку. «Есть», – удивлённо ответила та. – «Если там люди живут, и ты не пропадёшь», – сделала заключение мать. Это было так логично и убедительно, что моя соседка усвоила это мудрое правило на всю оставшуюся жизнь: где люди есть, там и я не пропаду.

В час ночи мы благополучно погрузились на поезд Мурманск–Москва и отправились в путешествие. Ночь в поезде – для меня это обычно не время для сна, а время для размышлений… Укоряла себя, что до сих пор не собралась посетить Соловецкие острова, хотя всего шесть часов на поезде от Кандалакши до Кеми и два с половиной часа морского перехода от Кеми до Соловков – это практически путешествие «местного масштаба». Соловки… Уникальное место, где соединились рай и ад, благодать и страдания…

Ехала наша группа в разных вагонах, кто-то начал маршрут из Мурманска и Североморска, так что все вместе мы впервые собрались в автобусе, который перевозил нас от вокзала в Кеми до посёлка Рабочеостровск, откуда корабли отправляются к Соловкам. Нужно было две минуты и три вопроса, по которым я поняла, что моя соседка Аня, оказавшаяся рядом со мной на боковом сиденье, – это моя коллега по системе образования-воспитания. Заговорившись с новой знакомой, я не заметила, как подъехали к причалу.

Фото автора.
Фото автора.

Загружаемся на кораблик. Нас повезёт монастырский катер «Святитель Николай». Загружаемся – сначала мужчины передают в трюм все сумки, потом по трапу сходим внутрь корабля мы сами. Наша заботливая «мамушка» Елена Алексеевна опять нас пересчитывает, проверяет по списку, чтобы никто не остался «за бортом».

И вот оно, Беломорье! Выходим в море, берега всё дальше и дальше и вскоре совсем скрываются за горизонтом. Стоять на палубе становится холодно, беломорские ветра начинают прощупывать паломников. Но какое же это романтическое путешествие: морской переход от Кеми до Соловков!

Фото автора.
Фото автора.

За кораблём долго не расходится шлейф морской пены. Предупреждённые о возможности морской качки, мы недоумеваем: никто пока не укачивается. Погода превосходная, ясная, небо чистое, синева несказанная, все чувствуют себя отлично, предвкушая встречу с «соловецким чудом».

В группе сразу несколько семей, «отцы и дети» – это особенно замечательно в таких путешествиях. Семья Ефремовых просто сразу же влюбляет в себя всю нашу группу. Светлана и Владимир путешествуют с пятью детьми, при этом если двое старших, Яна и Ева, вполне самостоятельные люди, школьного возраста, старшего и среднего, то сестрички Оливия и Валерия ещё детсадовского возраста, а Гриша путешествует на руках у папы, малышу ведь нет и годика. Я первый раз вижу так близко настоящую православную семью и проникаюсь уважением и пониманием того, что именно такие семьи духовных единомышленников и являются спасением для России. Не раз и не два убеждалась в этом в поездке.

Первое своё «педагогическое» наблюдение делаю на палубе корабля по дороге на Соловки. Выхожу подышать морским воздухом на палубу. Рядом со мной останавливается девочка. Она стоит с грустным видом возле меня, кажется, красота моря её мало волнует, она как-то тревожно всматривается в проносящиеся мимо нас беломорские волны.

Вдруг она обращается ко мне не то с вопросом, не то с утверждением:

– А если мы будем тонуть, то нас никто не спасёт…

– Деточка, – я пробую развеять её тревоги, мне это легко, потому что мои тревоги уже давно ушли, ещё на вокзале в Кандалакше, – посмотри, на каком корабле мы плывём. Это же «Святитель Николай», – я показываю девочке икону Николая Чудотворца, размещённую высоко над рубкой катера, – сам святой Николай Чудотворец нас охраняет, он всегда сопровождает путешествующих и молится за них…

Взгляд девочки становится веселее.

– Как тебя зовут?

– Ева.

– Красивое у тебя имя, – говорю я и понимаю, что в семье Евы все имена, очевидно, даны при крещении с глубоким значением. – Евочка, даже если с кораблём случится какая-то неполадка, команда корабля знает, что и как делать, не сомневайся. Смотри, как красиво вокруг…

Девочка, как мне кажется, окончательно успокаивается и заводит разговор о морских водорослях. Увы, я не специалист в этой области и могу только согласно кивать головой, слушая Еву. Мы обе безрезультатно пытаемся увидеть в морских глубинах плавающую ламинарию – единственное морское растение, которое мне знакомо. Любознательные глаза девочки-подростка заражают и меня желанием поближе познакомиться с морской флорой и фауной.

Когда спускаюсь снова в трюм корабля, рассказываю Ане о разговоре с Евой:

– Какая девочка! Видимо, не захотела беспокоить маму и папу своими тревогами, попыталась справиться с ними сама, умница какая… И видно, какие это замечательные дети, не каждая семья отважилась бы путешествовать с такими маленькими детьми на Соловки…

После поездки я открываю Интернет и узнаю, что Светлана Валерьевна Ефремова, ответственный секретарь Правящего Архиерея Североморской епархии по связям с общественностью, в мае 2018 года награждена Почётным знаком региона «Материнская слава». На сайте Североморской епархии отмечается: « Епархиальные послушания и собственный бизнес не мешают семье Ефремовых воспитывать пятерых замечательных детей. Своим примером они доказывают, что дети – это вовсе не помеха для духовного и профессионального роста, а большая радость и жизненный стимул». Воистину замечательные слова и замечательная семья! Я рада, что одним из самых ярких впечатлений соловецкого путешествия было нахождение рядом с чудесными людьми, среди которых были и североморцы Ефремовы. Оказывается, семья ежегодно совершает дальние путешествия за пределы Кольского полуострова, они побывали уже и в Крыму, и в Краснодарском крае, совершили паломнические поездки по святым местам Греции и Израиля. И всё это вместе с детьми, которым в таких поездках открывается мир, которые напитываются впечатлениями и моральными установками родителей, не провозглашённых на словах, а именно познаваемых в ежедневной жизни, в условиях некоторого дискомфорта путешествий.

Семья Ефремовых. Фото взято  с сайта "Североморские вести".
Семья Ефремовых. Фото взято с сайта "Североморские вести".

Обычно в группе, где есть дети, всегда слышно детский плач, капризы, уговоры и другие шумовые эффекты проблемы «отцы и дети». В нашей группе этого не было. Забегая наперёд, скажу, что за четыре дня я только один раз слышала плач маленькой Оливии, которая, несомненно, плакала по серьёзному поводу. Старшие присматривали за младшими, помогали им во всём, видеть такую семью было для всех настоящей радостью. Когда мы на следующий день прибыли на остров Заяцкий, я не удержалась сказать Светлане Валерьевне, что у неё удивительные дети.

– Обыкновенные дети, – спокойно ответила мама.

– Нет, сейчас «обыкновенные дети» другие, – улыбнулась я. – Ваши дети как раз из тех, кого можно назвать необыкновенными. Милые, добрые, воспитанные, общительные, никаких капризов, семейное единодушие и взаимопомощь… Такими дети могут быть только при настоящей и правильной родительской любви…

– Спасибо, приятно слышать, – ответила на мои искренние слова Светлана Валерьевна. Было понятно, что она часто слышит такие похвалы в адрес своей семьи, но её вовсе не раздражает постоянное внимание группы к её детям: светлый и доброжелательный взгляд её нисколько не изменился.

Вспоминаю нашу группу и с благодарностью говорю: «Какие хорошие люди встретились мне в этой поездке!»