Человек на снимке легко узнаваем. Это Махатма (Мохандас Карамчанд) Ганди (не хватает его знаменитого посоха на снимке). ВЕЛИКАЯ ДУША. Человек, которым можно гордиться.
Впервые Мохандаса Ганди назвал "Махатмой" индийский писатель Рабиндранат Тагор. Махатма значит Великая душа , сам же Ганди, как передают, говорил, что этот великий титул скорее огорчает его - он был аскетом и предпочитал вести свой образ жизни.
Махатма значит Великая душа. Впервые Мохандаса Ганди назвал "Махатмой" индийский писатель Рабиндранат Тагор.
С именем Ганди связано освобождение Индии от колонизаторов. Махатма Ганди стал одним из лидеров и идеологов движения за независимость своей страны.
Махатма Ганди стал одним из лидеров и идеологов движения за независимость своей страны.
Индия являлась колонией Великобритании неполные 200 лет, с 1757 по 1947 год. Контроль над Индией (а заодно и над всей Южной Азией) Англия получила в результате Семилетней войны 1756-1763 гг. Экономическое управление, осуществлявшееся английской Ост-Индской компанией, в XIX веке сменилось контролем англичан над всей захваченной территорией.
Так появилась Британская Индия - территория колониального владения англичан, включавшая современные Индию, Пакистан, Бангладеш и Бирму. Англичане считали Индию "главным бриллиантом в британской короне".
Индия являлась колонией Великобритании с 1757 по 1947 год.
Англичане считали Индию "главным бриллиантом в британской короне".
Борьба против колонизаторов началась еще в XIX веке. В 1857 году произошло мощное восстание сипаев (военные-индийцы на службе в английской армии). Восстание было подавлено с невероятной жестокостью, после чего в 1858 году в Индии было введено прямое британское правление, а власть британской Ост-Индской компании в Индии прекращалась.
Т.е. Индия стала обычной колонией. В 1885 году усилиями индийской интеллигенции была создана партия Индийский национальный конгресс (ИНК, существует и в настоящее время). ИНК требовал для Индии самоуправления.
Что не устраивало конгресс? Ну, например, вот такие факты:
Не устраивала установленная англичанами система налогообложения. Нарождавшуюся индийскую буржуазию не устраивало развитие индийской экономики как исключительно сырьевой: фабрики, которые англичане строили в Индии, занимались только переработкой сырья. Железные дороги подходили к портовым городам, чтобы везти туда сырье и вывозить его оттуда оттуда в Англию. Национальную буржуазию и интеллигенцию не устраивало, что англичанам принадлежит политическая власть в их стране.
Но вернемся к Ганди. В начале XX века он стал лидером партии ИНК. К тому времени Мохандас Карамчанд Ганди уже был молодым юристом. Юридическое образование он получил в Лондоне. На первых порах в Индии он не нашел возможности работы по профессии и уехал в Южную Африку. Вернувшись в 1915 году на родину, включился в борьбу за независимость.
В 1921 году Мохандас Ганди возглавил Индийский национальный конгресс.
Самое главное и необычное, что сумел сделать для Индии Махатма Ганди - это завоевание независимости ненасильственными методами. К ним относились бойкот британских товаров и учреждений и игнорирование и даже демонстративное нарушение английских законов. Помимо философии индуизма, на молодого политика оказали влияние идеи русского писателя Льва Николаевича Толстого, с которым Ганди много лет переписывался.
Борьбу против колонизаторов Ганди назвал сварадж. На языке хинди это значит самоуправление. Это была концепция независимости Индии от Великобритании.
Сварадж - термин, введенный Ганди, концепция независимости Индии от Великобритании.
Сварадж в понимании Ганди был выполнен, увы, не полностью...
Махатма Ганди был сторонником ненасильственных методов борьбы и выступил с программой полного бойкота английских товаров и английской власти.
Тактику ненасильственной борьбы и гражданского неповиновения Ганди назвал сатьяграха (дословно с санскрита: стояние в истине или упорство в истине). Его программа включала положения:
-отказ индийцев от титулов и званий, полученных от англичан;
-бойкот выборов в законодательные собрания;
-бойкот судов, правительственных учреждений и английских учебных заведений;
-отказ от одежды европейского образца;
-поощрение ручного ткачества и ручного прядения;
-отказ от уплаты налогов.
Каждый последующий пункт программы считался более высокой степенью. При такой системе выходило, что отказ платить налоги приведет к капитуляции английского правительства. Конгресс начал претворять программу еще до ее официального принятия.
...Крайне негативно оценил эту деятельность Ганди Уинстон Черчилль: "Вызывает тревогу и отвращение зрелище Ганди, этого бунтаря из мелких адвокатов, выступающего в роли полуголого факира, разгуливающего по ступеням дворца вице-короля".
Окончательно к бойкоту индийцев подтолкнули события 1919 года, названные современниками "Амритсарской бойней".
К бойкоту индийцев в значительной мере подтолкнули события 1919 года, названные "Амритсарской бойней".
На площади в Амритсаре собрался, выражаясь нашим языком, несанкционированный митинг. Чтобы проучить индийцев, по митингующим без предупреждения открыли огонь. 379 человек были убиты и 1208 ранены. Поскольку в стране царила строгая цензура, о трагедии стало известно не сразу, но слухи шли. В знак протеста писатель Рабиндранат Тагор отказался от пожалованного ему англичанами рыцарского звания; другой деятель. Санкаран Наир подал в отставку с поста министра.
В 1920 году началось Движение несотрудничества.
Индийцы массово нарушали запреты органов власти, на площадях торжественно сжигали английские ткани, возле магазинов с английскими товарами стояли пикеты. Чиновники-индийцы массово подавали заявления об отставке. Полиция арестовывала участников движения, избивала, бросала в тюрьмы, но движение только расширялось. Визит в Индию принца Уэльского в 1921 году был встречен демонстрациями протеста по всей стране, было арестовано около 2 тыс. человек, в их числе оказался индийский политик (будущий первый премьер-министр уже независимой Индии в 1947 г.) Джавахарлал Неру.
Ганди был гибким политиком. Он понимал, что индийский народ еще не готов к гражданскому неповиновению, и писал об этом Конгрессу. Конгресс с ним не согласился.
4 февраля 1922 года произошла еще одна трагедия - в деревне Чаури-Чаура. Участники мирного митинга были обстреляны полицией и, возмутившись, толпа заперла полицейских в здании и сожгла их. Погибли 21 человек. Ганди на основании того, что массы еще не созрели для ненасильственных действий, настоял на принятии решения прекратить кампанию. Не все участники движения его поняли. Большинство сочло его предателем - ведь движение как раз приобрело наибольший размах и могло победить... А англичане, воспользовавшись благоприятным моментом, арестовали Ганди. За подстрекательство к антиправительственным действиям он был осужден на 6 лет тюрьмы.
Потом было несколько лет метаний. В 1934 году в связи с возникшим непониманием и разногласиями Ганди выйдет из Конгресса.
В 1930 году была проведена еще одна блестящая акция - Соляной поход. Ганди с последователями прошли пешком 390 км до Аравийского моря и начали... демонстративно выпаривать соль из морской воды.
Цель акции - воспротивиться английскому налогу на соль и уничтожение соляной монополии англичан.
"Соляной поход" 1930 года стал основой для массовой кампании гражданского неповиновения. Целью акции "соляная сатьяграха" являлось уничтожение соляной монополии англичан.
За участие в этой акции Ганди опять был арестован, но "соляная сатьяграха" продолжалась еще целый год и закончившись освобождением Ганди. Этот поход имел большее значение, чем предыдущие акции, и стал основой для массовой кампании гражданского неповиновения.
Многое еще сделал Махатма Ганди для Индии. Боролся за права неприкасаемых (это отдельная история); пользуясь влиянием на мусульман, стремился примирить индусов и мусульман в Индии. В 1948 г., пытаясь остановить межнациональные распри, Махатма Ганди прибегнет к голодовке; написал декларацию, позднее вошедшую в конституцию Индии.
Все это время Ганди оставался приверженцем принципа ненасилия.
Но 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война, и встал вопрос об участии Индии в войне на стороне союзников (Индия воевала). Конгресс решил, что не будет распространять принцип ненасилия за пределы Индии. Это вызвало разногласия Ганди с Конгрессом.
Новые разногласия Ганди с Конгрессом вызвал вопрос об участии Индии во Второй мировой войне. Конгресс решил, что не будет распространять принцип ненасилия за пределы Индии.
О том, как трудно было ему принять решение об участии его страны в войне, какие моральные страдания он испытывал, рассказал Дж. Неру. Ганди согласился в конце концов на компромиссную формулировку: "свободная Индия будет всеми силами поддерживать всеобщее разоружение и будет сама готова показать в этом отношении пример всему миру. Осуществление этой инициативы неизбежно будет зависеть от внешних факторов, а также от внутренних условий, но государство сделает всё, что в его силах, для претворения в жизнь этой политики разоружения…".
Индия обрела независимость от Великобритании в 1947 году.
Увы, как ни старался Ганди, бывшую британскую колонию разделили на два государства: светское государство Индию и мусульманский Пакистан.
А 30 января 1948 года в результате заговора индуистских экстремистов Ганди был убит.
Индуистские экстремисты были принципиально против любого сотрудничества с мусульманами. Не простили Ганди его политику примирения индусов и мусульман.