Найти тему
Уголок книголюба

Рассуждения на тему обязательных списков для чтения

В последнее время очень часто в Интернете стали встречаться такие фразы - какие произведения обязательно должен прочесть человек, чтобы считать себя образованным (умным, начитанным и так далее - подбирайте, что вам больше нравится). И у меня сразу возникает резонный вопрос - для чего задаются такие вопросы на Ответах.мейл.ру, на Яндекс.Кью, Большом вопросе и прочих подобных площадках? Какой ответ ждёт человек?

От себя могу сказать - не считаю, что существуют универсальные списки, которые подходят абсолютно для всех. Их нет и быть не может хотя бы по той простой причине, что мы все разные, у нас совершенно не похожий друг на друга характер, увлечения, жизненный опыт и знания. Нам всем для счастья нужны совершенно разные вещи. Не может быть единого списка для всех.

Нижняя полочка в моём книжном шкафчике:)
Нижняя полочка в моём книжном шкафчике:)

Однако допущу одну оговорку - списки книг, что дают нам по школьной программе и для чтения на лето - это и есть приблизительная подборка произведений, которые могут быть интересны согласно возрасту (слово приблизительная - ключевое!). Ребёнок сам решает - что ему читать, а что - нет. Правда, и сочинения по программным произведениям он тоже должен как-то исхитриться написать. Но это уже совсем другой вопрос.

Исходя из этого можно считать школьную программу по литературе той самой базой. А чем её каждый разбавит - это уже личное дело читателя. Я считаю абсолютно неуместным навязывать свои списки другим под грифом "должен прочесть". Да никто никому в плане чтения ничего не должен. Чтение - это и удовольствие, и развитие, и рефлексия, которая наталкивает на определённые выводы и поступки, и знания, и много чего ещё другого. Но никак не обязанность.

Полочка новогодних детских книг в библиотеке (одно из старых фото)
Полочка новогодних детских книг в библиотеке (одно из старых фото)

Сам факт чтения уже означает работу для мозга - он обрабатывает информацию. Что дополнительно к этому получает человек, уже зависит от жанра литературы.

Возвращаясь к вопросу о списках хочется упомянуть физика Нильса Бора и его гипотезу дополнения. Для литературы эту идею взял и переработал Сергей Фёдоров - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического образования СПб АППО, учитель русского языка и литературы. А суть её заключается в том, что каждый из нас воспринимает произведение по-своему. И у каждого из нас будет совершенно разный эффект после прочтения того или иного произведения. Не может быть единого мнения у всех.

Одна из средних полочек моего книжного шкафчика (всего 4 полки в 3 рада каждая), одно из старых фото, потому что добавились 2 серии книг Елены Звёздной, а "Гардемарины" и ещё несколько книг перекочевали на другие:)
Одна из средних полочек моего книжного шкафчика (всего 4 полки в 3 рада каждая), одно из старых фото, потому что добавились 2 серии книг Елены Звёздной, а "Гардемарины" и ещё несколько книг перекочевали на другие:)

Исходя из этой теории (да и практики тоже) напрашивается тот самый вывод - нет единого списка (кроме школьной программы, утверждённой министерством образования, а не популярными блогерами!!!), который должны все прочитать, чтобы быть кем-то там. Надо быть собой и читать то, что нужно тебе, а не кому-то там, считающему себя докой в литературе. В этом вопросе принципиальна.

Однако наибольшей популярностью часто пользуются подборки у книжных блогеров. И я не исключение - также люблю почитать такие списки. НО! В них просто рекомендация, которая обосновывается личным опытом и впечатлениями (что я очень ценю!!). А читатель сам и только сам решает - нужна ему эта книга или нет. И я всегда обеими руками за такие списки. Из них, как правило, можно что-то подобрать и для себя. Особенно когда у коллег на каждую из упомянутых книг уже размещена подробная рецензия!

Часть верхней полочки, справа коробочки с мелочёвкой для рукоделия:) Тоже старое фото, теперь эта полочка тоже заставлена полностью в три ряда:)
Часть верхней полочки, справа коробочки с мелочёвкой для рукоделия:) Тоже старое фото, теперь эта полочка тоже заставлена полностью в три ряда:)

Науку в своей статье упомянула специально, чтобы чётко обосновать свою позицию. Ещё мне очень понравилось, как Сергей Фёдоров эту же самую теорию развил в идею, что любой читатель во время прочтения книги становится соавтором писателя. Почему? Как раз потому, что воспринимает книгу по-своему и не факт, что эта точка зрения совпадает с задумкой автора.

И я, пожалуй, соглашусь с ним, потому что мы в своём воображении рисуем декорации, внешность героев, их характер, видим как будто фильм, когда читаем - воссоздаём картинку, которая близка нам. И как потом ругаемся, когда на кастинге выбрали по нашему скромному мнению совершенно не подходящих актёров! Знакомо?;) А всё потому, что режиссёр видит произведение совершенно иначе, чем другие читатели. У него своя картина в голове, которую он проецирует на экран. И она не обязательно должна совпадать с нашим мировосприятием, как бы нам того ни хотелось!:)

И снова моя тетрадочка с недописанной поэмой:)
И снова моя тетрадочка с недописанной поэмой:)

Надеюсь, смогла ответить на поставленные в самом начале статьи вопросы. Интересно будет прочесть и ваши мысли, уважаемые читатели - как всегда корректно и культурно.

Благо дарю за внимание и желаю всем интересных и незабываемых книг в списках, а также находить время, чтобы всё это счастье прочесть!:)
#
уголок книголюба #поэзия #цитаты #книжный блог

Благо дарю за большой пальчик вверх, подписку и комментарии!;)
Благо дарю за большой пальчик вверх, подписку и комментарии!;)

Другие статьи на околокнижные темы: