Найти тему
Тёмный эмпат

Выученная беспомощность и стокгольмский синдром. Как научиться быть несчастным.

Оглавление

Рецепт коктейля под названием Синдром выученной беспомощности. Ингредиенты :

  1. Ограничение свободы, состояние безысходности, безнадёжности. В целом ваша свобода ограничена.
  2. Вам больно, дискомфортно, неприятно находиться в покое, вам больно пытаться выйти из этого состояния.
  3. Длительность во времени. Какая-то регулярная длительная практика.
  4. Бессилие. Вы раз за разом должны удостоверяться, что вы не можете изменить своё положение дел.

Через некоторое время вы получите вкуснейший коктейль под названием синдром выученной беспомощности.

Стокгольмский синдром :

Берём все ингредиенты из синдрома выученной беспомощности и добавляем туда личное присутствие агрессора.

В 60-х годах, американский психолог Мартин Селигман, основатель позитивной психологии, проводил серию экспериментов с собачками, прямо по заветам Ивана Петровича Павлова.

Собачки помещались в клетки, где их регулярно било током сразу после определённого неприятного сигнала, для того чтобы выработать в них условный рефлекс. Первое время собачки сопротивлялись таким изменившимся обстоятельствам и были очень недовольны, пытались выбраться из клетки, но через некоторое время переставали бороться, сдавались, ложились на пол и просто скулили, где их ещё и било током.

Когда открыли клетки часть собак никуда не убежала, они всё также слышали неприятный звук и их било током. Таким образом эти собачки научились быть несчастными и не смогли разучиться. Данный феномен назвали синдромом выученной беспомощности.

В следующем эксперименте собачек уже поделили на две группы : первую били током после звука, но им в клетку установили кнопку, с помощью которой можно было отключить электричество. В таких клетках собаки успешно обучались пользоваться данной кнопкой и не заболевали беспомощностью. Второй группе собак кнопки отключения электричества не устанавливали, повлиять на свою судьбу они не могли. И такие собаки стабильно заболевали выученной беспомощностью.

Данный эксперимент показал что к синдрому выученной беспомощности приводят не сами негативные ситуации, а травматичный опыт проживания бессилия, проживания невозможности повлиять на свою судьбу, неотвратимость боли. И тут мы приходим к определению : синдром выученной беспомощности - это состояние индивида, состояние человека когда он не пытается улучшить своё состояние, либо избежать какого-то негативного воздействия, даже если имеет такую возможность. В основном синдром выученной беспомощности люди получают в следствие психологических травм.

Как и почему это работает.

У человека есть функция творческого приспособления, которая отвечает за то, чтобы мы учились, развивались и со временем могли получать всё что хотим.

Мы сталкиваемся с какой-то проблемой, мы пробуем её решать и если даже мы с ней не справляемся, мы всё равно получаем какой-то опыт, полезный нам для того, чтобы в следующий раз мы более эффективно пробовали справиться с этой проблемой. Однако если раз за разом мы не получаем никакой полезной информации, мы наоборот понимаем что ничего не изменится. Мы чувствуем своё бессилие, беспомощность, безвыходность и безнадёгу - это приводит нас через некоторое время к травматизации . Мы ломаем свой механизм творческого приспособления - он начинает буксовать. В этой точке мы прервали нашу стратегию обучения. Таким образом мы прервали, от нашего детства за всю нашу жизнь, огромное количество стратегий обучения.

Самое печальное, что такая травматизация сама не исчезает и приводит со временем к апатии, к депрессии, к тому что мы годами работаем на ненавистной работе и не можем никак поменять своё положение или живём с нелюбимым человеком в состоянии психологического или физического насилия. Мы не можем разучиться быть несчастными.

Например вспомните сколько раз вы слышали от своих родителей сакральную фразу : "денег нет ", на любые ваши хотелки. У ребёнка задача такая, хотеть интересоваться. На что раздражительные, иногда уставшие родители, у которых свои проблемы говорят мантру : " Денег нет, денег нет, денег нет" и через некоторое время ребёнок обучается тому, что денег нет. Ещё через некоторое время у него утрачивается навык хотения.

Почему к определённому возрасту, у некоторых людей основной запрос на терапию : " Я хочу научиться хотеть, мне ничего не интересно. " В данной ситуации родителей тоже можно понять. Родителям нужны какие дети ? Удобные и послушные, чтобы у них меньше нервов тратилось, но данная удобность, подчиняемость остаётся с детьми на многие годы. И данные ограничения всегда обрастают причинами, картиной мира из серии : " это не для меня, я не достоин, где родился там и пригодился, не жили хорошо, нечего начинать и т.д." У каждого свой список слов в голове.

Если вы например задаёте себе вопрос : А почему я не имею дом какой хочу ? Почему не зарабатываю столько, сколько хочу ? Почему у меня отношения не какие я хочу ? Вв прислушиваетесь. что за ответ вам приходит. Например : " тебе не дано" или " ты не избранный" и т.д. И здесь лучше записать эти слова и через некоторое время найти их автора.

Ваши внутренние голоса были когда то чьими-то внешними голосами. И когда вы найдёте автора, у вас появится шанс выйти из этого морока.

Теперь перейдём к коктейлю номер 2 .

В 70-х годах в Стокгольме при ограблении банка грабители взяли в заложники и продержали пять дней несколько человек. И самое удивительное что после освобождения эти заложники начали заботиться о своих преступниках. Вплоть до того что эти заложники начали искать лучших адвокатов для этих преступников. Данный феномен назвали Стокгольмский синдром.

Суть : когда мы имеем дело с психологическим или даже физическим насилием, то есть мы говорим про то, что у нас агрессор и жертва, когда жертва попадает в ситуацию, где ей угрожает опасность, она может умереть, где жертва потеряла свободу и возможность как-то заботиться о себе, жертва может начать идентифицировать себя с агрессором для трго чтобы психически сохраниться. По факту жертва попадает в ситуацию наиболее травматичную для психики - где она может умереть. И сделать она с этим ничего не может, она проживает собственное бессилие с учётом невероятной опасности для жизни - это наиболее травматичный для психики вариант.

Психика для того чтобы обезопасить себя от дальнейшей травматизации выбирает вариант соединиться с агрессором. И в ситуации где проявление гнева и страха к агрессору может быть опасно для здоровья, жертва выбирает проявлять симпатию или встать на защиту своего агрессора, но к сожалению данная травма, данный механизм он не откатывается на исходную точку. И жертва продолжает заботиться об агрессоре.

В такую ситуацию например попадают дети, у которых холодные, жестокие, нарциссические родители, где очень много психологического или физического насилия. Такие дети в скором времени теряют возможность критически осмыслять происходящее, такие дети со временем теряют возможность чувствовать гнев к своим родителям и в принципе боготворят их.

В более взрослом возрасте люди могут попадать уже в свои семьи , где будет насилие. И вспомни эти фразы : " бьёт, значит любит" , когда например жёны очень много лет живут с алкоголиками, наркоманами или садистами и при этом продолжают их очень сильно искренне любить и заботиться о них.

Что же делать ?

Начнём с того, как сам Мартин Селигман реанимировал своих собачек. Тех собак, которые теряли волю к сопротивлению, которые заболевали выученной беспомощностью, он на руках выносил из этих клеток.

То есть нам очень человеку на практике показать что данная ситуация не безвыходная. Даже просто физически помогая получить данный ценный опыт. Человеку критически важно получить практический опыт решения проблемы. В общем случае, это классическая работа с травматическим опытом, это восстановление психологических границ, восстановление психологических опор, это нивелирование невротических механизмов, которые в своё время в той точке предохранили психику от разрушения и т.д.

Очень важно вернуться в ту точку где произошла травматизация и прожить новый опыт по другому. И тогда перепишется ваша личностная история и вы освободитесь от этих ограничений. Ваша прерванная стратегия восстановиться и опять заработает ваш механизм творческого приспособления, вы восстановите свою свободу, свою целостность.

Поэтому если вам в вашей жизни чего-то не хватает и при этом вы чувствуете какое-то иррациональное бессилие и беспомощность, обратите на это внимание и не оставляйте на самотёк . Само скорее всего не изменится.

Do not let yourself be used.