Найти в Дзене

Ой, да что я там не видела!

Вполне себе экспертная позиция... только несколько десятков лет назад. Тогда было достаточно быть со своим личным взглядом и мнением, а сейчас все вокруг твердят про насмотренность, и если ты не попадаешь в тренды, то "залететь в топ" будет сложно. Раз уж это такой тренд, то давайте вместе разбираться с ней.

фото by @olgarayray
фото by @olgarayray

Раньше людей ценили за начитанность, а сейчас, выходит, нужно только видео смотреть?
Не совсем так, насмотренность - это комплекс твоего визуального опыта. Это и про видео, про картинки, про людей, события, города.... и я бы сказала, что книг это тоже касается. Если раньше говорили про насмотренность как про "визуальный вкус", то сейчас я бы назвала это просто разносторонним развитием. Чем больше ты увидел, тем выше вероятность, что свой продукт ты сделаешь лучше и интересней.

Это всё для тех, кто работает с визуалом, а зачем мне ее развивать?
При условии, что почти каждый сейчас пытается доказать свою экспертность в чем-либо (чаще всего в блогах), то насмотренность пригодится всем. И речь идет не только о творческих профессиях. Организатору мероприятий, инженеру, ученому тоже нужно иметь широкий опыт "увиденного".

И даже если не говорить про профессиональную сферу, то у меня есть убеждение, что людей с высоким уровнем насмотренности сложнее обмануть. У этих людей больше информации о современном мире, о поступках людей, и скорее всего лучше развито критическое мышление. Так же просто, как обывателя, "развести" "насмотревшегося" не получится. Ну и даже такие бытовые вещи как отмечание семейного праздника, подбор подарков, выбор одежды или создание интерьера в доме могут стать намного ярче и интереснее.

Насмотренность - это когда я помню, как что-то выглядит, и могу повторить?
Да, на первом уровне развития навыка. А вот чтобы в этом преуспеть, нужно уметь анализировать, почему что-то "хорошо/плохо", и почему что-то работает. Много увидеть - не равно круто делать. Пока это значит только то, что ты можешь выпендриваться за счет своего опыта (как люди, которые ездят в отпуск заграницу, бывают только на территории отелей, но пытаются делать выводу о жизни во всей стране).

Но если ты пробуешь повторить, ищешь свой стиль, понимаешь, что нужно сделать, чтобы получилось также хорошо, и находишь квинтэсенцию всего самого лучшего. Это не копирование деталей из разных подобных объектов, это глубокий анализ всех деталей и использование их силы для создания своего продукта.

Просто смотреть и анализировать достаточно?
По сути, если у вас хорошая память, то вполне. Но эффективнее будет делать фото/скрины или записывать идеи. Затем их можно собирать в особые подборки, в которые можно заглядывать при поиске вдохновения. Классно, если в этой записи вы сразу отмечаете то самое, что вас зацепило, или что хочется повторить. Через неделю или пару месяцев они могут пригодиться, потому что не факт, что вы уже вспомните те чувства или сам оригинал.

Не легче ли начинать искать тогда, когда наступает необходимость?
Безусловно легче, но точно не эффективнее. Какова вероятность, что вы точно найдете то, что нужно? И что найденное точно вас вдохновит? В интернете есть не все, хотя смириться с этим сложно. Насмотренность - это результат долгих накоплений (иногда даже мучительных).

Но еще важнее не просто копить самому всё крутое в той сфере, в которой вам интересно развиваться. Важно заглядывать в разные сферы, не зацикливайтесь только на своей. Так вы и сможете привносить что-то новое в свою область, ну, и ваша разносторонность станет шире. И таким образом вы сами станете интереснее.

В очередной раз делаю вывод, что сейчас миру ценнее не узкие специалисты, а люди широких взглядов и разных умений.