Найти в Дзене
Крылатка

Южный речной порт

К началу 1930-х годов Москва стала испытывать нехватку питьевой и технической воды. Рублевский водопровод уже работал на пределе мощностей и не мог обеспечить три миллиона населения. Санитарное состояние Москвы-реки было плачевным: она серьезно обмелела. Требовался новый источник, который обеспечивал бы столицу чистой водой, давал воду для судоходства.

Так, 15 июня 1931 года Пленум ЦК ВКП(б) постановил использовать ресурсы реки Волги. Для этих целей был специально создан Дмитровский исправительно-трудовой лагерь - Дмитлаг, где использовался труд множества незаконно репрессированных людей.

Заключенные Дмитлага на строительстве Канала им. Москвы
Заключенные Дмитлага на строительстве Канала им. Москвы

15 июля 1937 года для движения пассажирских и грузовых судов торжественно открывается Канал Москва-Волга.

 После строительства Беломор-Балтийского, Волго-Балтийского и Волго-Донского канала Москва становится  "портом пяти морей" - столица получила водное сообщение с пятью морями: Белым, Балтийским, Каспийским, Азовским и Черным.
После строительства Беломор-Балтийского, Волго-Балтийского и Волго-Донского канала Москва становится "портом пяти морей" - столица получила водное сообщение с пятью морями: Белым, Балтийским, Каспийским, Азовским и Черным.

До недавнего времени в Москве существовало три речных порта: Северный, который находится на берегу Химкинского водохранилища; Южный, расположенный в низинной юго-восточной части города вдоль Москвы-реки; и Западный. Последний был в районе Фили, в настоящее время на его месте возводится жилой комплекс бизнес-класса.

Если Северный и Западный порты были открыты одновременно с каналом, то Южный, самый крупный из них, построили в 1939 году. На его сооружение были брошены оставшиеся после расформирования Дмитровского лагеря заключенные, примерно три с половиной тысячи человек. Планировалось, что река поднимется, и там, где Нагатинская пойма, будет много воды, и смогут приходить грузовые суда.

Акватория Южного порта
Акватория Южного порта

Прогуляемся по нему, посмотрим, как он живет сейчас

1. Выходим со станции метро "Кожуховская"
1. Выходим со станции метро "Кожуховская"
3. Автобус довозит до проходной
3. Автобус довозит до проходной
4. Подфартило пройти турникеты без пропуска
4. Подфартило пройти турникеты без пропуска
6. Приближаемся к берегу
6. Приближаемся к берегу
7.
7.
8.
8.
9. На горизонте район Нагатинский Затон
9. На горизонте район Нагатинский Затон
10. Перрон - перевал
10. Перрон - перевал
12. Складские терминалы выполнены в стиле постконструктивизма
12. Складские терминалы выполнены в стиле постконструктивизма
13. Взгляд назад
13. Взгляд назад
14. Придется обойти :)
14. Придется обойти :)
15. Здание администрации порта. На барельефе можно заметить "Ю.П."
15. Здание администрации порта. На барельефе можно заметить "Ю.П."

Официальной датой открытия Южного порта считается 15 сентября 1939 года: в этот день был сдан в эксплуатацию первый причал, длина железобетонной стенки которого составила 416 м. В это же время к берегу проводят железнодорожное полотно от станции Угрешская Московской окружной железной дороги.

Первые суда на причалы Южной гавани пришли осенью 1940 года. Они привезли для москвичей овощи и картофель с полей Подмосковья и с берегов Оки.

16. Немецкая съемка, Южный порт, 1941
16. Немецкая съемка, Южный порт, 1941

Во время Великой Отечественный войны порт играл немаловажную роль в снабжении Западного фронта Красной армии, став перевалочной базой для топливных и продовольственных перевозок. Кроме того, это был крупный эвакуационный пункт: тогда из города удалось вывезти более 100 тыс. человек и большое количество ценного промышленного оборудования.

17. Пройдем дальше вглубь за административное здание
17. Пройдем дальше вглубь за административное здание
18. Памятник Ленину
18. Памятник Ленину
19.
19.

22. Бомбоубежище
22. Бомбоубежище
23. Монумент грейферному ковшу
23. Монумент грейферному ковшу
24. Стрелка
24. Стрелка
25. При ней будка - бывший железнодорожный пост
25. При ней будка - бывший железнодорожный пост
26.
26.
27. Дешевле чем в сетевых государственных магазинах
27. Дешевле чем в сетевых государственных магазинах
28. Идем здесь
28. Идем здесь
29. Хозяйственный блок, вдоль него неиспользуемый путь
29. Хозяйственный блок, вдоль него неиспользуемый путь
30. Дорога в промзону "Южный порт", т. н. "парк Южная гавань"
30. Дорога в промзону "Южный порт", т. н. "парк Южная гавань"
31. Вид в обратную сторону
31. Вид в обратную сторону
32. Из профлистов вылетает собака на цепи. К сожалению, неподалеку под путепроводом тусуется еще стая. Возвращаемся
32. Из профлистов вылетает собака на цепи. К сожалению, неподалеку под путепроводом тусуется еще стая. Возвращаемся
33. Гипсовая скульптура матроса
33. Гипсовая скульптура матроса
34.
34.

После окончания войны Южный порт активно участвовал в восстановлении народного хозяйства Москвы и Московской области. Ручной труд постепенно уходил в прошлое, обработка грузов все более и более механизировалась.

35. Праздничный теплоход "800 лет Москвы" подходит к причалу Южного порта, 1947
35. Праздничный теплоход "800 лет Москвы" подходит к причалу Южного порта, 1947

В период с 1948 по 1955 год территория бурно развивается: порт получает новые плавучие и портальные краны (некоторые - трофейные), установки для перегрузки зерна; строятся новые подъездные пути, еще один причал в Печатниках. Все это позволило в разы увеличить пропускную способность предприятия. Таким образом, в середине 50-х годов Южный порт превратился в один из важнейших транспортных узлов в системе речного судоходства Советского Союза.

36. 1950-й год
36. 1950-й год
37. 1958, заливка молока
37. 1958, заливка молока
38. Вид на самый широкий участок русла Москвы-реки
38. Вид на самый широкий участок русла Москвы-реки
39. Катер вот-вот отплывет
39. Катер вот-вот отплывет

В 60-е года увеличение объемов жилищного строительства в Москве потребовало и значительного роста перевозок через порт строительных грузов.

41. Причальные краны, грузовой терминал, 1964-1967
41. Причальные краны, грузовой терминал, 1964-1967
42. Завернем за терминал
42. Завернем за терминал
43. Это территория Южнопортовой базы вторчермета
43. Это территория Южнопортовой базы вторчермета
44. Бесхозный теплоход
44. Бесхозный теплоход
45.
45.
46. Портальный кран - это полноповоротный стреловой кран, поворотная часть которого установлена на портале, передвигающемся по рельсам, проложенным на земле или эстакаде
46. Портальный кран - это полноповоротный стреловой кран, поворотная часть которого установлена на портале, передвигающемся по рельсам, проложенным на земле или эстакаде
47. Справа - Нагатинский остров. Он образовался при спрямлении русла реки (Нагатинский и Новинский рукав)
47. Справа - Нагатинский остров. Он образовался при спрямлении русла реки (Нагатинский и Новинский рукав)
48. В рамках действия, до 1991 года, Совета Экономической взаимопомощи СССР приобрел 5429 грузоподъемных устройств венгерской фирмы GANZ (Ганц). Большинство из них и в настоящее время работает в российских морских и речных портах, доках и судоремонтных предприятиях.
48. В рамках действия, до 1991 года, Совета Экономической взаимопомощи СССР приобрел 5429 грузоподъемных устройств венгерской фирмы GANZ (Ганц). Большинство из них и в настоящее время работает в российских морских и речных портах, доках и судоремонтных предприятиях.
49. Середина 70-х
49. Середина 70-х
50.
50.
51. Пункт приема и перегрузки металлолома на баржи
51. Пункт приема и перегрузки металлолома на баржи
52. Бывшее кафе - дебаркадер
52. Бывшее кафе - дебаркадер

К 1980 в Южном порту году были смонтированы краны-гиганты. Портальный кран «Кондор» (немецкий) грузоподъемностью 40 тонн грузил большегрузные контейнеры международного стандарта.

53. Тот же "Кондор", но современнее
53. Тот же "Кондор", но современнее
55. Начались сумерки
55. Начались сумерки

Для грузов, прибывающих в прямом и смешанном железнодорожно-водном сообщении, тут имеются подъездные железнодорожные и автотранспортные пути, что обеспечивает возможность прямой перевалки грузов.

56. Стрелка
56. Стрелка
58. Схема крана "Альбатрос"
58. Схема крана "Альбатрос"
59. Вид назад
59. Вид назад
60. 1989, прибытие Жигулей. Снято с предыдущей точки
60. 1989, прибытие Жигулей. Снято с предыдущей точки
61. Грейферный ковш и отвалы щебня
61. Грейферный ковш и отвалы щебня
62. Последний кран. Сейчас "Кондор" и "Альбатрос" производятся на заводе "TAKRAF" в Германии
62. Последний кран. Сейчас "Кондор" и "Альбатрос" производятся на заводе "TAKRAF" в Германии
63. Куча песка
63. Куча песка
64. Цементная база
64. Цементная база
65. Пограничный столб - выход скоро
65. Пограничный столб - выход скоро
66. На прощание
66. На прощание

В настоящее время Южный речной порт является единственным круглогодично работающим логистическим центром Москвы, включающим в себя речной транспорт. Однако, в последние годы, равно как мы сегодня видели, активности не очень много. Московские власти, так уж повелось, собираются застроить и Южный речной порт, и часть парка "Южная Гавань". А в 2022 году сюда придут метростроевцы.

Всем спасибо!