К началу 1930-х годов Москва стала испытывать нехватку питьевой и технической воды. Рублевский водопровод уже работал на пределе мощностей и не мог обеспечить три миллиона населения. Санитарное состояние Москвы-реки было плачевным: она серьезно обмелела. Требовался новый источник, который обеспечивал бы столицу чистой водой, давал воду для судоходства.
Так, 15 июня 1931 года Пленум ЦК ВКП(б) постановил использовать ресурсы реки Волги. Для этих целей был специально создан Дмитровский исправительно-трудовой лагерь - Дмитлаг, где использовался труд множества незаконно репрессированных людей.
15 июля 1937 года для движения пассажирских и грузовых судов торжественно открывается Канал Москва-Волга.
До недавнего времени в Москве существовало три речных порта: Северный, который находится на берегу Химкинского водохранилища; Южный, расположенный в низинной юго-восточной части города вдоль Москвы-реки; и Западный. Последний был в районе Фили, в настоящее время на его месте возводится жилой комплекс бизнес-класса.
Если Северный и Западный порты были открыты одновременно с каналом, то Южный, самый крупный из них, построили в 1939 году. На его сооружение были брошены оставшиеся после расформирования Дмитровского лагеря заключенные, примерно три с половиной тысячи человек. Планировалось, что река поднимется, и там, где Нагатинская пойма, будет много воды, и смогут приходить грузовые суда.
Прогуляемся по нему, посмотрим, как он живет сейчас
Официальной датой открытия Южного порта считается 15 сентября 1939 года: в этот день был сдан в эксплуатацию первый причал, длина железобетонной стенки которого составила 416 м. В это же время к берегу проводят железнодорожное полотно от станции Угрешская Московской окружной железной дороги.
Первые суда на причалы Южной гавани пришли осенью 1940 года. Они привезли для москвичей овощи и картофель с полей Подмосковья и с берегов Оки.
Во время Великой Отечественный войны порт играл немаловажную роль в снабжении Западного фронта Красной армии, став перевалочной базой для топливных и продовольственных перевозок. Кроме того, это был крупный эвакуационный пункт: тогда из города удалось вывезти более 100 тыс. человек и большое количество ценного промышленного оборудования.
После окончания войны Южный порт активно участвовал в восстановлении народного хозяйства Москвы и Московской области. Ручной труд постепенно уходил в прошлое, обработка грузов все более и более механизировалась.
В период с 1948 по 1955 год территория бурно развивается: порт получает новые плавучие и портальные краны (некоторые - трофейные), установки для перегрузки зерна; строятся новые подъездные пути, еще один причал в Печатниках. Все это позволило в разы увеличить пропускную способность предприятия. Таким образом, в середине 50-х годов Южный порт превратился в один из важнейших транспортных узлов в системе речного судоходства Советского Союза.
В 60-е года увеличение объемов жилищного строительства в Москве потребовало и значительного роста перевозок через порт строительных грузов.
К 1980 в Южном порту году были смонтированы краны-гиганты. Портальный кран «Кондор» (немецкий) грузоподъемностью 40 тонн грузил большегрузные контейнеры международного стандарта.
Для грузов, прибывающих в прямом и смешанном железнодорожно-водном сообщении, тут имеются подъездные железнодорожные и автотранспортные пути, что обеспечивает возможность прямой перевалки грузов.
В настоящее время Южный речной порт является единственным круглогодично работающим логистическим центром Москвы, включающим в себя речной транспорт. Однако, в последние годы, равно как мы сегодня видели, активности не очень много. Московские власти, так уж повелось, собираются застроить и Южный речной порт, и часть парка "Южная Гавань". А в 2022 году сюда придут метростроевцы.
Всем спасибо!