Найти тему
Взор

Пещера Марсулас и её музыкальная раковина Харонии

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Всякие свистульки, гудки и прочие простые духовые инструменты нам знакомы с детства. Мы даже из зелёных стручков акации умудрялись содеять себе гуделки, и вовсю старались прогудеть погромче. Таковая любовь человека к гудению, оказывается, проявилась на самых ранних этапах развития людских сообществ. Чему есть свидетельства шести тысячелетней давности. Но ныне в базе артефактов добавился инструмент, которому 17-18 тысячелетий.

Немного истории.

Пещера Марсулас
Пещера Марсулас

Разсмотреть в увеличенном виде можно в первоизточнике

Около 1885 года аббат Кау-Дурбан, археолог из Арьежа, обнаружил, что пол пещеры Марсулас (Верхняя Гаронна, Франция), покрыт углистым пеплом и костями животных. Тут же нашлись куски обработанного кремня. С тех пор пещера была тщательно изследована, в ней найдены артефакты ледникового периода, а также картины и гравюры бизонов и лошадей на стенах.

-2

Большая панель пещеры Марсула очень труднодоступна и была повреждена современными граффити. 15 000 лет назад она содержала прекрасные полихромные картины и десятки выгравированных животных.

Реплика большой панели пещеры
Реплика большой панели пещеры

Увеличенное изображение реплики пещерной панели смотреть тут.

Процесс изготовления копии пещерного искусства. Законченное факсимиле было установлено в Доисторическом парке Тараскон-сюр-Арьеж (Tarascon-sur-Ariège)
Процесс изготовления копии пещерного искусства. Законченное факсимиле было установлено в Доисторическом парке Тараскон-сюр-Арьеж (Tarascon-sur-Ariège)

Из-за нарушения тепло-влажностного режима, древний объект стал усиленно разрушаться. После изучения этой проблемы пещера была закрыта для посетителей, а пещерные рисунки и живопись возпроизведены в студии Алена Далиса в Монтиньяке. Причём, факсимиле возпроизведено не в нынешнем состоянии панели, - было возстановлено всё великолепие магдаленского искусства (магдалинская культура существовала примерно от 17000 до 12000 лет назад , ближе к концу последнего ледникового периода).

вид на масштабные разкопки 1931 года, в результате которых была удалена входная насыпь (Фото из коллекции Bégouën)
вид на масштабные разкопки 1931 года, в результате которых была удалена входная насыпь (Фото из коллекции Bégouën)

После знакомства с рисунками и древними инструментами(каменными и костяными), казалось, ничто не могло бы уже порадовать археологов более. Но удивительная находка ожидала изследователей в 1931 году. когда археологи решили разчистить террасу перед современным входом в пещеру. Оказалось, что когда-то здесь был нависающий козырёк, и вход в пещеру был дальше от нынешнего.

Изображение стратиграфического разреза старого склона по Bégouën & Russel 1933. Слой (уровень) I: перегной. Слой II: остатки старой палеолитической террасы, земля и упавшие глыбы (мы видим место раковины). Слой III: глина. Слой IV: скала, покрывающая текущее русло ручья. Серым цветом выделены археологический слой травертина и очаги 1 и 2.
Изображение стратиграфического разреза старого склона по Bégouën & Russel 1933. Слой (уровень) I: перегной. Слой II: остатки старой палеолитической террасы, земля и упавшие глыбы (мы видим место раковины). Слой III: глина. Слой IV: скала, покрывающая текущее русло ручья. Серым цветом выделены археологический слой травертина и очаги 1 и 2.

Козырёк рухнул и под ним оказались погребены другие артефакты. Среди них была и раковина тритона.

Разстояние между морем и пещерой - 300 км
Разстояние между морем и пещерой - 300 км

Как писали нашедшие раковину археологи:

"... самое примечательное - огромная раковина Triton nodiforum, найденная в середине слоя II. Она цела, за исключением дыры, нанесённой неудачным ударом кирки, и довольно окаменела, но перламутр внутри всё ещё слегка розовый. Известно, что этот вид обитает в морях умеренного климата, не встречается в океане за пределами Шаранты и редко встречается в Средиземном море. Обитает на глубине от 25 до 75 метров, на песчаных берегах встречается редко. Его средний размер около 25 см, редко достигает 30 см, при ширине 17 см. А вот пример Марсуласа имеет размер 31 см. на 18 см., поэтому он изключительного размера.

-8

Она долгое время оставалась на берегу незащищённой, поскольку её панцирь подвергался сильному нападению со стороны улиток Клиона, или «Морских ангелов». Верхушка была сломана при жизни и зажила. Край раковины был сломан на ширину от 2 до 3 см, разширяясь к основанию. Более того, на ней есть очень чёткие признаки износа, свидетельствующие о том, что ракушка часто использовалась, возможно, для питья.

Присутствие морских раковин в этом месторождении в центре Пиренеев, в 250–300 км от ближайшего моря, совсем не удивительно. Во всех пиренейских отложениях встречаются раковины гребешка, или раковины каури, но мы впервые встречаем раковину такого размера, и возникает вопрос, как именно изпользовалась эта замечательная часть. Этот вид сейчас называется Charonia lampas."

Группа изследователей входа в пещеру. Анри Бегуэн (Тулузский университет) в центре. Раковина в руках Дж.Рассела Таунсенда (Смитсонинский институт).
Группа изследователей входа в пещеру. Анри Бегуэн (Тулузский университет) в центре. Раковина в руках Дж.Рассела Таунсенда (Смитсонинский институт).

Итак, обнаруженную в 1931 г. раковину тритона квалифицировали как "изключительное открытие". Нашедшие её Х. Бегуэн и Дж. Т. Рассел описали артефакт, как не имеющий следов вмешательства человека и интерпретированный как «чаша любви» - церемониальный сосуд, из которого пьют двое. Раковину поместили на музейную полку, где она и пролежала 80 лет.

Но при обследовании реликвии оказалось, что на ней имеются очень даже многочисленные следы вмешательства рук человеческих.

Рис. 1. (A) Вид сбоку. (B) Вид спереди и названия анатомических областей. (C) Остатки красного пигмента сохранились на колумелле (изображение улучшено с помощью Dstretch-rgb0). (D) Обведение красных точек и линий, видимых на улучшенной фотографии. Очень похожие красные точки, созданные кончиками пальцев, присутствуют на стенах пещеры. (5) Набор красных точек, образующих силуэт зубра (длина 1,10 м). (6) Геометрический знак, образованный двойной линией точек. [Фотографии (от A до C, E и F): К. Фриц; рисунок (D): Г. Тозелло.]
Рис. 1. (A) Вид сбоку. (B) Вид спереди и названия анатомических областей. (C) Остатки красного пигмента сохранились на колумелле (изображение улучшено с помощью Dstretch-rgb0). (D) Обведение красных точек и линий, видимых на улучшенной фотографии. Очень похожие красные точки, созданные кончиками пальцев, присутствуют на стенах пещеры. (5) Набор красных точек, образующих силуэт зубра (длина 1,10 м). (6) Геометрический знак, образованный двойной линией точек. [Фотографии (от A до C, E и F): К. Фриц; рисунок (D): Г. Тозелло.]
Пещерное изображение зубра с помощью большого пальца, макаемого в пигмент
Пещерное изображение зубра с помощью большого пальца, макаемого в пигмент

Как сообщается в научной статье

"Ранее неопознанный музыкальный инструмент был обнаружен в коллекции Музея естественной истории Тулузы".

Раковина представляет собой крупный экземпляр C. lampas (харонийской лампасы, хищного вида морских улиток), моллюска, произходящего из Северо-Восточной Атлантики и Северного моря. Сегодня его можно найти в Ирландии и Франции (Бретань, Па-де-Кале) на северной границе его ареала. Хотя он и редок, он всё ещё присутствует в Бискайском заливе и на баскском и астурийском побережьях Испании. Обитает это животное на дне каменистом, иногда перемежающемся песчаными пространствами глубиной до 80 м. Харония также встречается в Средиземном море, но эти экземпляры меньше и тоньше. Его размер (31 см в длину и 18 см в ширину) и его прочность, особенно толщина раковины, достигающая в некоторых областях 0,8 см, свидетельствуют в пользу адаптации к условиям умеренной/холодной воды. Археологически связь между жителями Марсуласа и атлантического побережья подтверждается некоторыми артефактами, обнаруженными у входа и внутри пещеры; ... есть фрагмент наконечника копья, сделанный из кости китообразного, и среди раковин очевидно атлантическое происхождение двух экземпляров Capulus ungaricus, ... обнаруженных в том же слое, что и Charonia lampas.

Подробный анализ Харонии выявил многочисленные улики человеческого вмешательства. Чтобы охарактеризовать и описать их на поверхности, учёные оцифровали оболочку с помощью фотограмметрии и, чтобы выделить наименее заметные пигменты, провели наблюдение за изображениями поверхности. Для получения подробной визуализации внутренних частей раковины, таких как завитки шпилей и колумеллы, применили компьютерную томографию.

Эти наблюдения предполагают, что раковина была подвергнута значительным изменениям, чтобы в неё можно было вдувать воздух: -Точки ударов видны из переднего канала, восходящего вдоль верхней губы, что свидетельствует о том, что верхняя губа и внешняя губа были полностью отретушированы для придания контура краю (рис. 2А).

Рис. 2. Раковина Харонии несет на себе следы важных изменений сделанных человеком. 
(A) Серией ударов была удалена верхняя (внешняя) губа. (B) Открытие вершины путём разрушения первых шести витков шпиля. (C) На виде сверху зазубренный край горлышка указывает на итоговую работу. (D) Изломанный край шпиля покрыт отложением коричневатого органического вещества.  [Фото C. Fritz.]
Рис. 2. Раковина Харонии несет на себе следы важных изменений сделанных человеком. (A) Серией ударов была удалена верхняя (внешняя) губа. (B) Открытие вершины путём разрушения первых шести витков шпиля. (C) На виде сверху зазубренный край горлышка указывает на итоговую работу. (D) Изломанный край шпиля покрыт отложением коричневатого органического вещества. [Фото C. Fritz.]

- Вершина (шпиль), которая является отправной точкой для формирования моллюском панциря и, следовательно, его наиболее прочной частью, интенсивно трансформировалась (рис. 2, C и D). Серией ударов отсекли его коническую оконечность, уничтожив примерно шесть витков шпиля. В результате этой операции получилось круглое отверстие с неровными краями диаметром 3,5 см. Чрезвычайная прочность вершины раковин Charonia и организация ударов изключают любую возможность её случайного разрушения, например, из-за ударов волн, когда раковина находилась в море.

- На внешней и внутренней стороне верхушки сохраняется тонкий слой материала коричневатого цвета (Рис. 2D). Похоже, что это органическое соединение, изпользуемое для прикрепления трубки к отверстию на вершине, чтобы сформировать систему захватывания губами.

- Внутренняя перфорация сделана, вероятно, для удержания мундштука на оси циркуляции воздуха. На вершине раковины обнаружена внутренняя перфорация диаметром 1 см, пробивающая крышу седьмого витка шпиля на глубину 3,5 см (рис. 3, A – D). На внешней стороне почти круглого отверстия видны бороздки, характерные для заноса инструмента (рис. 3B). Движение инструмента было бы сильно ограничено небольшим диаметром отверстия, которое является единственной точкой доступа внутрь раковины харонии (рис. 3C).

Рис. 3. Харония - духовой инструмент. (A) Сагиттальный (делящий на правую и левую половины) разрез трехмерной (3D) модели оболочки, позволяющий визуализировать отверстие, просверленное на уровне шестого витка шпиля (после открытия вершины; см. Рис. 2), вероятно, для введения трубки, нужной для облегчения установки мундштука. (B) Деталь круглой перфорации, просверленной от вершины. Полосы на краю возникли из-за протягивания инструмента. (C) Вид сверху 3D-модели, показывающий перфорацию. (D) Трехмерный (3D) разрез на уровне седьмого витка шпиля. (E) Раковина Марсуласа в ее магдаленском контексте (гипотетическая реконструкция). (F) Раковина из Юго-Восточной Азии, устье которой покрыто черным налетом, предназначенным для защиты губ играющего. (G и H) Раковина из Сирии и деталь ее горлышко с зазубринами, близкая к горлышку раковины Марсуласы. (I и J) Раковина из Новой Зеландии и её мундштук из украшенной костяной трубки. [Снимки 3D-модели (от A до D): C. Fritz; рисунок (E): G. Tosello; фотографии (от F до J): Musée du Quai Branly-Jacques Chirac / E. Kasarhérou.]
Рис. 3. Харония - духовой инструмент. (A) Сагиттальный (делящий на правую и левую половины) разрез трехмерной (3D) модели оболочки, позволяющий визуализировать отверстие, просверленное на уровне шестого витка шпиля (после открытия вершины; см. Рис. 2), вероятно, для введения трубки, нужной для облегчения установки мундштука. (B) Деталь круглой перфорации, просверленной от вершины. Полосы на краю возникли из-за протягивания инструмента. (C) Вид сверху 3D-модели, показывающий перфорацию. (D) Трехмерный (3D) разрез на уровне седьмого витка шпиля. (E) Раковина Марсуласа в ее магдаленском контексте (гипотетическая реконструкция). (F) Раковина из Юго-Восточной Азии, устье которой покрыто черным налетом, предназначенным для защиты губ играющего. (G и H) Раковина из Сирии и деталь ее горлышко с зазубринами, близкая к горлышку раковины Марсуласы. (I и J) Раковина из Новой Зеландии и её мундштук из украшенной костяной трубки. [Снимки 3D-модели (от A до D): C. Fritz; рисунок (E): G. Tosello; фотографии (от F до J): Musée du Quai Branly-Jacques Chirac / E. Kasarhérou.]

Такие модификации, облегчающие игру на раковине ртом, известны в более поздние периоды. Экспонаты Музея на набережной Бранли-Жака Ширака (Париж, Франция) представляют собой большую сравнительную коллекцию раковин со всего мира, демонстрирующую множество различных техник, изпользуемых для создания мундштука. По модификации верхушки раковина, похожая на раковину Марсуласы, представляет собой неопознанный экземпляр из Сирии (рис. 3, G и H). Как можно увидеть на других раковинах исторических времён (письменного периода), композитный мундштук мог быть сделан с трубкой, проходящей через верхушку раковины и закреплён на оболочке органическим материалом (таким как смола или воск), что могло бы объяснить коричневатые остатки на поверхности раковины на краю вершины и внутри раковины (рис. 2 и 3). В случае раковины Marsoulas мы можем представить себе изпользование пустой трубки из птичьей кости, возможно, для фиксации рогового мундштука, подобного показанному на рис. 3A. Внешние, выполненные человеком модификации (удаление верхней губы) (рис. 4) не изменяют воздушный поток и колебания внутри корпуса и, следовательно, звук. С другой стороны, разположение отверстия на верхушке необходимо для правильного размещения губ на мундштуке и предотвращения утечки воздуха во время игры.

Следы красок и гравировки свидетельствуют об украшении рога морской раковины. Несколько остатков красного пигмента всё ещё видны невооруженным глазом; они разсеяны на внешней части раковины и колумеллы. Увеличенное изображение показывает, что наложенные друг на друга красные точки размером и формой, совместимыми с отпечатками пальцев, покрывали внутреннюю поверхность раковины вплоть до горлышка (рис. 1). Точки связаны с линиями того же цвета. Эти знаки похожи на мотивы, присутствующие на стенах пещеры (бизон, покрытый слоем точек, большой знак, связывающий точки и красные линии и т. д.). Для характеристики этого цвета была проведена рентгенофлуоресцентная спектрометрия. Пигмент представляет собой охру, содержащую железо, кремний и калий (алюминий не обнаружен). Поскольку остатки красок очень слабы, сравнить их состав с найденными на картинах пещеры не представлялось возможным. Наряду с этими цветными элементами под тонким слоем красного пигмента на внутренней кромке раковины, у её отверстия, видны очень тонкие гравюры. В то время как некоторые из отметин больше похожи на случайные царапины или бороздки, другие, более организованные, с более глубокими и правильными линиями, кажутся намеренными, даже если мы не смогли идентифицировать какое-либо образное представление. Эти схематические украшения могут быть связаны с теми, которые присутствуют на наскальных рисунках в Марсулах и более широко в кантабрийских пещерах, где наблюдаются стилистические особенности, такие как пунктирные бизоны, четырехугольные знаки, полосатые шеи гравированных хиндов и т. д. Эти элементы всё ещё свидетельствуют о возможной связи между Марсульской и кантабрийскими пещерами. Со всеми этими элементами согласуются полученные недавно радиоуглеродные даты, определяющие доисторическую эпоху примерно до 18 000 лет до нашего времени.

Во всем мире раковины служили музыкальными инструментами, призывающими или сигнальными устройствами, а также священными или магическими объектами в зависимости от культур. Область их изпользования разпространяется на Океанию, Новую Зеландию, Европу, Индию, Тибет, Японию, Индокитай, Новую Гвинею и за её пределами. Самые старые известные раковины в Средиземноморье произходят из Древней Греции. Насколько нам известно, раковина Марсуласа уникальна в доисторическом контексте не только во Франции, но и в масштабе палеолитической Европы и, возможно, всего мира. В этом континууме раковина Марсулас предоставляет новую информацию о производстве звука и музыки в верхнем палеолите.

Этот необычный археологический артефакт многогранен: это музыкальный инструмент, украшенный престижный объект, символ океана и дальних контактов на Атлантическом побережье и в Кантабрии (Испания). Между тем роль прибрежной среды в палеолитических обществах еще мало изучена. Мы действительно знаем, что некоторые магдаленские группы получали на побережье костные материалы для изготовления инструментов и переносных предметов искусства (например, зуб кашалота в Ле Мас д'Азиль (Арьеж, Франция) и Лас Калдас (Астурия, Испания). Изучение музыкальных характеристик раковины из Марсуласы дает выдающуюся информацию о символической деятельности, связанной с наскальным искусством.

Вероятно, музыка играла важную роль в символическом мире людей в период верхнего палеолита. Однако сохранилось и обнаружено лишь несколько музыкальных инструментов. В отложениях этого периода засвидетельствованы флейты, свистульки и буллиты. Более старые предметы, возможно, связанные с музыкальной практикой, вызывают большее сомнение. Вероятно, были и барабаны, но эти инструменты из дерева и кожи не сохранились.

Теперь имеются веские доказательства того, что раковина Марсуласа произходит с археологического уровня, относящегося к началу магдалинского периода. Украшение её красными пигментами и графические элементы, присутствующие на стенах пещеры, подтверждают эту атрибуцию. Это первый случай, когда подтверждается символическая связь между богато украшенной пещерой и музыкальным инструментом. Как и искусство, музыка - это продукт социальных взаимодействий. Сильная связь, которая должна существовать между изображением и звуком, безусловно, имела социальную функцию, важную в социальных практиках и ритуалах. Палеолитическое звукоизвлечение - всё ещё сложная область интерпретации, которая может быть основана только на археологических артефактах.

Кстати, удалось извлечь из древней раковины звуки. Звучание древнего инструмента можно услышать:

Можно также послушать, каковы возможности раковины, как музыкального инструмента

Предыдущие статьи:

Спирали из прошлого - морские раковины звучат вновь

Музыка каменного века

https://advances.sciencemag.org/content/7/7/eabe9510

Художественная интерпретация того, как в пещере можно трубить в рог. Иллюстрация: Г. Тозелло

https://gizmodo.com/after-17-000-years-a-rediscovered-conch-horn-is-played-1846238951

Морская ракушка собирала пыль на музейной полке в Тулузе в течение последних 80 лет, а до этого она провела всю зарегистрированную историю плюс несколько тысячелетий на полу пещеры в предгорьях Пиреней на юге Франции. Теперь с раковины Marsoulas вытерли пыль и поиграли - и вы можете услышать ее жуткий звук внизу.

Междисциплинарная французская команда описала археологический и химический анализ раковины. Часть археологических работ включала в себя установку на ракушку мундштука (оригинал утерян) и поручение музыковеду играть на раковине. Их исследование опубликовано сегодня в журнале Science Advances.

При раскопках Смитсоновского института в 1931 году в пещере примерно в 50 милях от Тулузы была обнаружена пара древних очагов и связанные с ними инструменты. Команда Смитсоновского института также нашла яркие настенные росписи, похожие на те, что можно найти в пещерах по всему миру, от Альтамиры в Испании до Леанг Тедонгнге в Индонезии. Они датировали культурный мусор во французской пещере Магдалиенским периодом, который насчитывает примерно 17–11 тысяч лет назад. Но раковина считалась чашей любви - общим церемониальным сосудом для питья. Недавний анализ доказал, что эта гипотеза ошибочна, основываясь на некоторых физических изменениях в раковине, которые сделали ее для резонанса и амбушюра.

«В пещере у нас есть много изображений, похожих на те, что были в Альтамире и других на побережье Кантабрии. Это еще один элемент для нас, чтобы понять эту связь между океаном и сушей - у вас есть океан в пещере », - сказала Кэрол Фриц, археолог Тулузского Дома гуманитарных и социальных наук и ведущий автор статьи, на пресс-конференции. состоится на этой неделе в Музее Тулузы.

Рог из раковины, возраст которой 17000 лет, с юга Франции. Рог из раковины, возраст которой 17000 лет, с юга Франции. Фото: К. Фриц, Muséum d’Histoire naturelle de Toulouse.

Завитая раковина - это все, что осталось от древней харонийской лампасы, хищного вида морских улиток. В какой-то момент ракушка была подобрана людьми верхнего палеолита и доставлена ​​в пещеру Марсулас, которые украсили ее пятнами красной охры (которая соответствовала химическому составу наскальных рисунков пещеры) и использовали ее для создания музыки.

«Поразительно представить себе такую ​​интенсивность, примерно 100 децибел на один метр», - сказал во время пресс-конференции соавтор исследования Филип Вальтер, химик и директор Лаборатории молекулярной и структурной археологии Университета Сорбонны. «Звук очень направлен по оси отверстия оболочки».

Уолтер сказал, что структура оболочки создаст мощный резонанс, который может быть усилен акустикой самой пещеры. Предыдущий рентгеновский томографический анализ раковин сравнивал их звук со звуком валторны.

Рог из ракушек даже в возрасте 17 000 лет - не самый старый из известных музыкальных инструментов. Это название принадлежит найденной в Германии флейте из кости стервятника, которой 35 000 лет, более чем в два раза древнее, чем этот рог из ракушек. Тем не менее географический и музыкальный диапазон инструментов в нашей ранней истории свидетельствует о впечатляющих способностях человечества к изобретениям.

Изменения, в результате которых скорлупа превратилась в рог, включали в себя скалывание и упорядочение верхней губы или внешней кромки скорлупы и, конечно же, удаление заостренного кончика скорлупы, чтобы позволить человеку продуть ее. Дополнительные изменения предполагают, что это было сделано для рев; в отверстии на вершине было коричневатое органическое вещество, которое, по мнению группы, было клеем для потерянного мундштука, и компьютерная томография объекта показала два отверстия внутри корпуса, где мундштук должен был быть прикреплен.

«Это очень ценное дополнение к археологии рогов ракушек, и документально подтвержденное извлечение из палеолитической раскрашенной пещеры дает особенно важную ассоциацию с ритуальной деятельностью», - сказал Джон Рик, археолог из Стэнфордского университета, который ранее раскопал 3000 человек. летние раковины в Чавин-де-Уантар в Перу, по электронной почте. «Учитывая техническую компетентность магдалины, немного удивительно видеть, что такая незавершенная работа над объектом явно используется в ритуальной системе (с учетом свидетельств окраски). Тем не менее, это отличное дополнение к нашим знаниям о вероятном древнем использовании звука ».

Наконечник снаряда был отрезан, чтобы воздух мог проходить сквозь него. Фото: К. Фриц, Ж. Тозелло, Muséum d’Histoire naturelle de Toulouse.

В умелых руках Жан-Мишеля Корта, музыковеда из Тулузского университета, рог из ракушечника мог воспроизводить три различных высоты звука: 256 Гц, 265 Гц и 285 Гц; примерно C, D и C-диез соответственно. Сама по себе эта мелодия едва ли - ее достаточно для создания двухцветного мотива из «Челюстей». Уолтер сказал, что с его мундштуком диапазон инструмента, вероятно, был бы расширен, и музыкант мог бы еще больше изменить звук объекта, вставив руку внутрь корпуса.

«Следующим шагом будет ... реконструкция самого инструмента, а затем, вид звуков или музыки, которые можно воспроизвести с помощью этой реплики», - сказал соавтор исследования Жиль Тозелло, археолог из Домов для Общественные и гуманитарные науки в Тулузе на конференции. «Конечно, предстоит проверить множество гипотез, но мы настроены оптимистично».

Когда снаряд был бы взорван, остается открытым вопросом; это могло быть строго церемониальное или повседневное мероприятие. Удивительно, что человечество так рано разработало такой разнообразный музыкальный репертуар, и это помогает нам лучше понять путь музыкального развития.

https://www.nytimes.com/2021/02/10/science/conch-shell-horn.html

Духовые инструменты из раковин называют конхами. Их находят не впервые, но этот экземпляр — самый древний из обнаруженных. Археологи обратили внимание на экспонат в 2016 году. Осматривая раковину, они отметили несколько ее особенностей: отломленный наконечник на завитке (он позволял дуть в раковину) и отверстия на внешней губе.

В доисторическую раковину, которую 18000 лет назад изпользовали в качестве музыкального инструмента, снова сыграли.

Обнаруженный в 1931 году у входа в пещеру Марулас, расположенную в предгорьях Пиренеев на юго-западе Франции, это самый ранний известный рог из раковин в мире и единственный доисторический рог. Когда она была впервые опубликована в 1933 году, ракушка харония-лампас считалась «чашей любви», церемониальным сосудом для питья. Его сломанная вершина и внешняя губа считались естественным повреждением, а не результатом вмешательства человека. Прославленная в то время как «исключительное открытие», ракушка вошла в коллекцию Музея естественной истории Тулузы и растворилась в безвестности до 2016 года, когда исследователи взглянули на нее свежим взглядом и даже с использованием новейших технологий в рамках изучения культурного контекста. наскальных рисунков Марулас. Анализ с использованием современных методов визуализации показал, что на самом деле раковина была намеренно изменена магдаленцами позднего верхнего палеолита, которые занимали пещеру. Компьютерная томография, фотограмметрия и обследование с помощью медицинской камеры обнаружили значительные свидетельства трансформации снаряда человеком, что позволило его взорвать. Вершина снаряда, самая прочная его часть, была умышленно сломана в результате многократных ударов. Это не могло произойти случайно, скажем, из-за воздействия волны, когда она была еще в океане. Отверстие, идущее от разлома на вершине внутрь оболочки, также является искусственным. Он очень узкий, с правильными бороздками на краю, что указывает на то, что он был просверлен. Исследователи полагают, что верхушка была разрушена, а отверстие было создано для того, чтобы трубчатый мундштук, например, полая птица из кости, можно было прикрепить к раковине. Остатки коричневого органического вещества вдоль сломанного края верхушки мундштука могут быть остатками смолы или воска, которые использовались для приклеивания мундштука, что можно увидеть на менее древних образцах рогов раковин, найденных в Сирии и Новой Зеландии. Верхняя губа, внешняя кромка скорлупы, также была отколота, чтобы края были более тонкими и ровными. Кроме того, улучшенное изображение выявило выцветшие остатки точек пигмента красной охры на колумелле (внутри широкого отверстия), которые очень похожи на те, которые используются для формирования изображения бизона на стене пещеры. Также есть очень мелкие гравюры под пигментом на внутренней кромке отверстия раковины. Музыкальное измерение раковины из Марсуласа дает выдающуюся информацию о символической деятельности, связанной с наскальным искусством. […] Теперь у нас есть веские доказательства того, что раковина Марсуласа происходит с археологического уровня, относящегося к началу магдалинского периода. Его украшение красными пигментами и графические элементы, присутствующие на стенах пещеры, подтверждают эту атрибуцию. Это первый случай, когда подтверждается символическая связь между богато украшенной пещерой и музыкальным инструментом. Как и искусство, музыка - это продукт социальных взаимодействий. Сильная связь, которая должна существовать между изображением и звуком, безусловно, имела социальную функцию, которая заключалась в том, чтобы принять свою важность в социальных практиках и ритуалах. Чтобы проверить, можно ли играть на оболочке, исследовательская группа обратилась за помощью к музыковеду и специалисту по духовым инструментам из Университета Тулузы. Жан-Мишель Кур играл, вибрируя губами, как при игре на трубе или тромбоне. Различные ноты зависят от напряжения губ и количества воздуха, вдуваемого в полость. Даже с острыми краями верхушки, представляющими серьезный риск травмы губы, Корт смог воспроизвести три отдельных ноты из ракушечника - до, ре и до-диез.