Но есть и другая вещь, которая на санскрите называется гуна-карма. Слово «карма» многим знакомо – это деятельность, работа. И есть законы кармы, которые мы сейчас не будем разбирать. Карма – это работа, действие. А «гуна» в переводе означает «качество». Другой перевод слова «гуна» – «веревка», потому что если у нас есть плохое качество, нам трудно его изменить. Оно, как веревка, связывает нас, заставляет вести себя определенным образом. Если человек вспыльчивый, то с этим трудно что-то поделать, это недостаток. Но человек не может быть другим – это качество, гуна, связывает его. Или, если есть хорошее качество, то человек не может, например, перешагнуть через свою совесть: она тоже связывает его, хотя уже по-другому.
Деятельность человека, поступки, зависят от качеств, а качества зависят от поступков – они взаимно влияют друг на друга. Поэтому мы можем менять гуна-карму, влияя как на качества, так и на поступки. Например, у ребенка есть дурная привычка, которая встречается у многих детей – лезть пальцем в нос. Им это очень интересно. Бывает, что ребенок достанет что-то из носа и попробует на вкус. Поэтому большинство детей знает вкус того, что выделяется у них из носа. Такие дурные, нечистые качества и привычки есть у детей от природы. Но как научить ребенка? Можно сделать это с помощью кармы, поступка: старший хлопает ребенка по пальцам. Эта реакция взрослого выглядит строго: «Не делай этого!» И ребенок испытывает некоторый страх, но потом он забывает и снова возвращается к привычному делу. И взрослый снова реагирует. В конце концов ребенок пытается сделать недозволенное и вспоминает: «Нет, сейчас будет наказание». И привычка уходит – так он постепенно избавляется от нее. И, уже будучи взрослым, человек не делает этого – во всяком случае, при всех. Потому что он знает: это кому-то не понравится. Он воспитан, обучен определенной деятельностью. Поэтому ребенку прививают хорошие вещи: «Делай так, говори так» – это еще может быть противоестественно для ребенка, ему это трудно: «Скажи “спасибо”». Этому тоже нужно учить – сам по себе он эгоист, он не будет говорить «спасибо», ему нужно напомнить, обучить, привить это качество, чтобы оно проявлялось автоматически. Также необходимо почувствовать эту благодарность, этот обмен, осознать это волшебное слово «спасибо». Для ребенка это должен быть целый морально-нравственный трактат, чтобы чувство благодарности проникло в сердце, стало чем-то важным, удивительным открытием. Это не просто «спасибо» и «пожалуйста».
Астана, 24.11.2014 г.
Источники материала:
Проза.ру:
proza.ru/avtor/alexandrhakimov
Ютуб-канал:
Прямые трансляции на ютуб:
ВКонтакте:
Инстаграм:
instagram.com/ahakimov_official
Телеграм:
Об авторе – Лекции и книги Александра Хакимова:
https://www.ahakimov.com/author.html
Официальный сайт: