ТРНДЕЗ(Тьярнндарач)
Трндез – один из самых популярных религиозных праздников начинают отмечают после вечерней мессы 13 февраля и продолжают отмечать 14 февраля.
Хотя сегодня этот праздник считают христианским,корни этого церковного праздника уходят в далекое дохристианское прошлое, когда предки армян еще были огнепоклонниками. И тогда он назывался "Дрендез", что с армянского дословно переводится как "сноп сена перед вашим домом".
По одной из легенд трндез в древней дохристианской Армении был связан с поклонением богу Огня красавцу рыжебородорому Ваагну.
Легенда рассказывает, что Ваагн убил дракона, который охранял источник воды и только в обмен на человеческие жертвы давал людям воду.
С приходом воды земля зацвела. Так огонь помог победить зиму.
В дохристианские времена люди в этот день отмечали пробуждение природы, верили, что сломать холод зимы и сделать поля плодородными может только волшебная сила огня. Поэтому на Терендез зажигали костры, чтоб снискать благосклонности Солнца и ускорить приход весны.
Когда Армения в 301 году приняла христианство в качестве государственной религии, Терендез привязали к одному из главных церковных праздников – Сретению Господня.
Армянская апостольская церковь ежегодно празднует Сретение Господне или Тъярнэндарач (встреча с Творцом) на 40-й день после Богоявления. Огонь символизирует собой силу света Христа.
Этого праздника особенно ждут влюбленные пары, помолвленные и молодожены.
Считается, что если они смогут прыгнуть через костер, не разнимая рук, то их семья будет крепкой, а любовь - вечной. В этот день принято осыпать пары семенами пшеницы и конопли в качестве залога счастья и благополучия. Если же молодые люди прыгнули недостаточно высоко, то это тоже не беда: пламя праздничного костра, "лизнув" пятки, передаст им энергию обновления и благополучия.
Прыгают через костер и другие участники празднества, надеясь отпугнуть и обмануть неудачу. Через огонь, по традиции, прыгают бездетные женщины в надежде обзавестись потомством. После этого все берутся за руки и водят хоровод вокруг костра. В сельских местностях оставшийся пепел собирают и развеивают по полям, чтобы обеспечить хороший урожай.
На стол подавали хашил, похиндз, агандз, халву, арису, пурник- хлеб с начинкой, сухофрукты