Фильм "Вам и не снилось" - еще один редкой величины бриллиант отечественного кимематографа. Картину приятно смотреть, радоваться и переживать за героев и в конце фильма осознавать, что несмотря на невзгоды и трудности, любовь все преодолевает.
Но хотелось бы заострить внимание на некоторых моментах этой, я уверен, хорошо известной большинству читателей киноленты.
Параллельно в фильме проходят несколько любовных линий, из которых выделю две. Естественно, первая пара -это старшеклассники Рома и Катя, а вторая - их учительница Татьяна Николаевна и добивающийся ее нарцисс Миша.
С нарциссом Мишей все предельно прозрачно, тут откровений не будет. Он бездушный сердцеед, страдающий в данный момент от непонимания, почему ему не удается покорить неприступного, и в то же время такого энергоемкого эмпата Татьяну.
При этом Миша демонстрирует все признаки классического, не способного к состраданию нарцисса: бесстыдно и демонстративно заглядывается на ярких, шикарно выглядящих женщин, в откровенных репликах декламирует бессердечие как норму жизни, и как бы между делом оскорбляет Татьяну, называя ее "деревяшка ... шкрабина".
С главной парой - Ромой и Катей все сложно. Без сомнения, зрительские симпатии исключительно на их стороне. Особенно поражает эмпатическая мощь Кати. Как она словила паническую атаку в кафе, когда представила возможность того, что Рома может отдать за нее жизнь. Рома же, будучи нормотипичным подростком, равно умеющим как проявлять эмпатию, так и жестокое, абьюзерское поведение, с Катей ведет себя иногда как настоящий абьюзер.
Начнем по порядку разбор поведения Ромы. Сначала Рома, сев на место одноклассницы Алены, по-хамски выбрасывает портфель Алены на другую парту, говоря при этом: "Фас, ищи хозяйку".
Отобрал он место, когда почувствовал, что Катя нуждается в заступнике от зарвавшихся одноклассников, начавших ее подкалывать.
В общении Рома постоянно подчеркивает тот факт, что Катя маленькая и приравнивает ее к ребенку.
Роме явно необходимо ассоциировать Катю не с одногодкой, а с девочкой гораздо более младше него. Очевидно для того, чтобы сохранять ощущение доминирования. Катя соглашается с ярлыками, полагая что так и надо. Хотя на самом деле она способна на очень сильные и волевые поступки, лишь внешне выглядя слабой.
Приравнивание к беспомощному ребенку продолжается. К этому добавляется еще и прямой, обидный укол, произнесенный с ласковой и теплой интонацией. То есть двойное послание: "Слепуха ты моя".
В этой же сцене Рома убеждает Катю в ее неспособности безопасно переходить дорогу по причине плохого зрения, беря на себя готовность ее опекать в этом случае. Тут, как и в ранних случаях, мы видим отбирание у Кати ее способностей. Откалывание от нее кусочков ее личности, ее достоинства. Все это приправлено, прямо-таки залито отличным, вкусным соусом мощной эмпатии со стороны Ромы. Но в том-то и дело, что его эмпатия работает только в очень узких рамках: он может любить и эмпатировать Кате только тогда, когда она находится в образе хрупкой,, беспомощной, слабой и беззащитной девочки-ребенка. В каковой образ он тихим сапом и погружает Катю.
Будучи на самом деле не таковой, а наоборот, очень сильной личностью, Кате суждено, в случае, если она свяжет свою жизнь с Ромой, понемногу расставаться со своими способностями, входя и воплощаясь все сильнее и сильнее в образ нуждающейся в заботе несамостоятельной, хрустальной слабой девочки. За счет проекции на этот хрупкий беззащитный женский образ своей вытесненной слабой, непринятой в себе части, Рома постоянно ощущает себя сильным, смелым и, главное, добрым супергероем.