Найти тему
Мир кораблей

Сквозь историю: что происходило 13 февраля?

Оглавление
-2

13 февраля 1806 года

... родился герой обороны Севастополя, вице-адмирал В. И. Корнилов.

Будущий герой Крымской войны родился в этот день в Тверской губернии, в семье отставного морского офицера. Владимир Алексеевич Корнилов решил пойти по стопам отца и в 1823 году окончил Морской кадетский корпус в Петербурге.

Своё боевое крещение Корнилов принял в Наваринском сражении на корабле «Азов» в 1827 году, а потом отличился в Русско-турецкую войну 1828-1829 гг. В последующие годы молодой #офицер командовал различными боевыми кораблями Черноморского и Балтийского флотов, а в 1838 году стал начальником штаба Черноморской эскадры. Новую должность Корнилов совместил с командованием 120-пушечным кораблём «Двенадцать апостолов». В 1852 году он был произведён в вице-адмиралы и фактически стал командующим Черноморским флотом, находясь на должности начальника штаба. Во время Крымской войны 1853-1856 гг. Корнилов стал одним из организаторов и руководителей обороны Севастополя. Он сумел не только создать линию береговых укреплений, усилив её артиллерией и флотскими экипажами, но и поддерживал высокий моральный дух защитников. Геройски сражаясь вместе со своими войсками на Малаховом кургане, был смертельно ранен неприятельским ядром.

-3

13 февраля 1889 года

… родился конструктор первых советских подводных лодок Б. М. Малинин.

Борис Михайлович Малинин, советский ученый, конструктор и кораблестроитель родился в этот день 1889 года в Москве. После окончания гимназии с золотой медалью поступил на кораблестроительное отделение Петербургского политехнического института. С этого момента вся жизнь Бориса Михайловича была связана с Балтийским судостроительным заводом.

Уже в годы Первой мировой войны Малинин принимал участие в работе над созданием российских подводных лодок типа «Морж» и «Барс», получив первый опыт для будущей самостоятельной работы. В 1920-х гг., после принятия программы строительства новых боевых кораблей, Борис Михайлович возглавил работы по созданию первых советских подводных лодок типа «Декабрист». Работа велась в сложных условиях, тем не менее в начале 1930-х гг. на трёх лодках были подняты военно-морские флаги Советского Союза — началась эпоха отечественного подводного кораблестроения. Именно Малинину принадлежит выдающаяся роль разработчика и конструктора первого и последующих проектов, которыми стали «Ленинец», а также «Щука» — пожалуй, самая известная советская #подводная лодка времён Второй мировой войны.

-4

13 февраля 1934 года

... в Северном Ледовитом океане был раздавлен льдами пароход «Челюскин».

В советское время не было таких людей, кто бы не слышал про подвиг «челюскинцев». Эта трагичная и эпическая история, случившаяся в 1930-е гг. при освоении Арктики Советским Союзом, сделала всемирно известными как саму экспедицию, так и участников последующей, уникальной для тех лет, спасательной операции.

Изначально планировалось, что пароход «Челюскин» откроет регулярную морскую навигацию по Северному морскому пути по маршруту Мурманск — Владивосток, укрепив тем самым советские позиции в Арктике. Переход через Северный Ледовитый океан на корабле, который, хоть и имел усиленный корпус, но совершенно не был предназначен для навигации во льдах, возглавил известный советский учёный и энтузиаст Отто Юльевич Шмидт. Первоначально всё складывалось хорошо, но в Чукотском море «Челюскин» оказался скованным во льдах. После нескольких месяцев экипажу удалось освободиться от ледового плена, но вскоре, когда до открытой воды оставалось всего несколько миль, «Челюскин» вновь был заблокирован многолетним льдом. Все попытки продолжить свой путь окончились неудачей, #пароход во льдах относило всё дальше на северо-запад, пока в 1934 году, в этот день, он не был раздавлен ледовыми торосами и не затонул. В течение последующей сложнейшей спасательной операции все члены экипажа и пассажиры были эвакуированы на Большую землю при помощи авиации. Спасение «челюскинцев» стало легендой и породило советский героический эпос, сделав любимцами всего мира спасавших людей со льдин лётчиков.

-5

13 февраля 1956 года

... в Антарктиде начала работу первая советская полярная станция «Мирный».

В этот день в Антарктиде была официально открыта полярная станция «Мирный» — первая из советских антарктических станций, положившая начало великой истории освоения этого южного континента.

Основанная на берегу моря Дейвиса в рамках Первой Советской Антарктической экспедиции 1955-1957 гг., она стала главной базой для исследователей и местом, откуда осуществлялось руководство всеми остальными станциями. Своё название станция получила в честь легендарного шлюпа, одного из кораблей знаменитой русской экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева, открывшей Антарктиду в январе 1820 года. На станции не бывает полярной ночи, а полярный день продолжается с 7 декабря по 5 января. В месте расположения станции царит ветреная погода — число дней, когда штормовые ветра достигают скорости более 15 м/сек, составляет более 200 в году. Среднегодовая температура на станции держится на уровне минус 11,3°С, а минимальная достигает порядка минус 40°С. На пике своего развития станция «Мирный» была домом для 150-200 полярников, а сегодня её команда насчитывает 15-20 человек. Первая полярная станция по-прежнему является важной базой полярных исследователей, где круглогодично работает обсерватория и синоптическая группа, обеспечивающая информацией своих соседей и коллег.

-6

Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS .

Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь в World of Warships и получите приветственные подарки .

Другие интересные материалы:

-7