Найти тему
Охота не работа

Формула таежного счастья

поторопим весну (фото автора)
поторопим весну (фото автора)

Что-то нынче озаботился ощущениями, помогающими жить. Нематериальными, но которые дорого стоят. Это я об ощущении счастья*, что ли, как двигателе сущего.

Сначала о реальности, не способствующей мыслям о счастье, хотя и не исключающей их.

Дело было на границе 80-х. И на границе тундры и тайги. Природа там была перемешана склонами гор. Такого разнообразия ландшафтов больше нигде не видел потом.

Маршрут , в один день, начавшись у подножия горы, в сухой прозрачной лиственничной тайге, поднимался в гору. Вполовину - по непроходимым кустарникам, вполовину по неловким курӳмам и, вполне себе, раздувам. На вершине горы случалось болото, сплошь заросшее пушицей. Затем спускался маршрут, альпийским лугом, с травами в рост, через среднерусские, но сильноизвилистые березняки - в матерую тайгу. С толстым слоем сырых мхов, закрывающих бессчетные слои бурелома, и кочками в рост человека. Счастье тогда ощущалось в конце пути, в весе рюкзака и в легкости хода.

И если утро ты начинал, у костерка из лиственничного опада, который нормально горел, собранный с маломощного коврика сухого лишайника. Заканчивал день в сырости, возле ѝскоря, отворяющего часть твердой влажной почвы, где костер составлялся не из всякого сухостоя. Тут счастьем была сухая ночевка.

Затем , на промысле, счастьем ощущался, пожалуй, весь процесс. И ловкий заезд, достаточная приманка, удачный лов, удобные зимовья, наличие припаса, еды, чая, и легкий выход. Планируемые и подготавливаемые, в общем вещи.

В межсезонье счастьем была погода в сенокос и высокая вода на сплаве, закрывшая перекаты, да чтобы без дождей. Затем достаточный осенний улов рыбы. И то, что контора не отвлекала под осень на посторонние работы – как то - строительство лежневок, мостов и складов, и было время заехать в срок.

Через много лет, привычка притупила ощущение счастья. И промысел, и промысловый быт стали ощущаться фоном. У меня это случилось через полтора десятка лет от его начала. Или не так – после, примерно, 700-ого соболя, после какого лося и зверя - не скажу – не считал.

Или даже не так – после того, как понял, что участок мне знаком. Знаю, в каком месте, по первым снегами глухарь выйдет на дресву. В каком единственном месте плеса стоянка хариуса и срок его сплава на зимовку. Знаю, что рябчик станет копиться с первыми морозами и где. Знаю что раз в три года, под снег, медведица, отвлекая медвежат, заломает им лося. А лось, лето переживавший на границах тундр и альпике, пойдет в долины по первому прочному льду. Что мыша будет очень много с периодичностью раз в 3 года, и очень мало - с периодом 5 лет. Что ягода родит каждый год только в горах, но на склонах разной экспозиции. А на болотах - то на топком, то на сухом. А в тайге ягода бывает лишь раз в три года. Поведение же соболя было несложно предсказать по урожайности его корма.

Потом , в городской суете, ставящей выдуманные, мелкие, трудные задачи, и требующей органичного результата, счастье замоталось в рутине, и стало совершенно невозможно.

Именно в этот момент всякий выход в лес и стал счастьем. Составленным из мелочей, которые на промысле и не замечались даже.

Эти мелочи - чистые воды горной реки, и рыба в глубине, и костер, чай на берегу. Кусок чистого неба меж облаков. Запах снега, горячей смолы, хвои и дыма. Тишина, подчеркнутая шумящим перекатом и ором птичьей мелочи. И даже - нежелание думать о химии – отчего это щенячье ощущение.

И вот что подумалось. Нет никакого счастья. Ни в химии, ни в математике. Формулу счастья ты выводишь в детстве, каждый - свою, потом знание это теряется. Или заблуждение замирает. В зрелости возможен только рецепт согласия с собой, и лада с людьми и миром.

Вот, собственно, потому и непродуктивен любой спор. Спор человека с человеком, страны со страной, чиновника с народом, одного жаждущего с другим, и самого с собой.

И для счастья надо не неопределенного искомого, а простого - поладить друг с другом. Но для этого ищущим надо меньше хотеть, все-таки.

А молодежи не стόит и запариваться тем счастьем , что им за 30 лет шулера выдумали, а искать единственное дело, стоящее жизни.

_______________________________ __ ____ _ ____ __________________________________________

(*-химики утверждают, что ощущение счастья - это вечная борьба эндорфинов с кортизолом, и достаточно есть шоколад – все срастется, но это вряд ли, организм в условиях стресса всегда предпочитал сало, что неоднократно было доказано на арктических вахтах)