Найти тему
Интересная история

Внутри императорского поезда Романовых, 1890-1900-е гг.

Император Николай II в Императорском поезде
Император Николай II в Императорском поезде

Первоначально семивагонный императорский поезд предназначался для наследника престола Николая Александровича (будущего Николая II). Построен в 1894-1896 гг. В Главных вагонных мастерских Николаевской железной дороги. И хотя поезд был рассчитан на размещение семьи императора Николая II, уже в 1896-97 годах он был дополнен еще тремя вагонами, произведенными в Варшавских железнодорожных мастерских.

В дальнейшем состав поезда неоднократно менялся, старые вагоны заменялись новыми, менялся их интерьер. В 1902 году поезд состоял из десяти вагонов: спального вагона, салона, вагонов для детей, великих князей и свиты Императора, а также вагонов для железнодорожников, кухни, слуг, багажа и мастерских. Позже был добавлен одиннадцатый вагон, использовавшийся как церковь.

Вагоны поезда были выкрашены в синий цвет; швы украшены позолотой; все деревянные детали были изготовлены из индийского тика. В вагонах между окнами висели чеканные гербы ормолу. Стены и мебель были обиты в основном английским кретоном с растительными орнаментами; широко использовались шелковые ткани и кожа. Панели, потолки и мебель из полированного дуба, ореха, белого и серого бука, клена и карельской березы покрыли линолеумом и коврами. Вагоны, предназначенные для императорской семьи, были особенно удобными. Они были обеспечены всем необходимым для комфортной жизни и плодотворной работы.

Поезд на РЖД.
Поезд на РЖД.

Первоначально биметаллическая ванна (из меди снаружи и серебра внутри) устанавливалась между кабинетами Императора и Императрицы. Он был изготовлен в Париже и имел несколько отражателей по бокам, чтобы избежать брызг воды при движении поезда. Позже интерьеры поездов были обиты обивкой и обставлены мебелью в стиле модерн Роберта Мельцера.

Спальный вагон вмещал в себя кабинеты Николая II и Александры Федоровны, гардеробные с умывальниками, отделения фрейлины и камердинера, гардероб. В купе императрицы стояла кровать с резными украшениями, подвешенная на ремнях, как гамак. Отделение от кабинета отделяла ширма из синего шелка с цветочным узором. Все драпировки, покрывала и обивка кресел и стульев были выполнены из синего шелка с одинаковыми узорами; ковер на полу был украшен цветами и листьями на фоне березовой зелени. Мебель из карельской березы и кедра. Стол с богатой резьбой был обтянут кожей с золотым тиснением; на столе были серебряный письменный стол из двенадцати предметов, лампа, промокашка и бумажный ящик; стены украшали многочисленные семейные фотографии и иконы.

Салон обставлен мягкой мебелью из красного дерева в стиле модерн. Стены, диваны, кресла и стулья были обтянуты полосатыми фисташковыми занавесками; на полу лежал плюшевый ковер в клетку. Салон освещали бронзовые бра на стенах и настольные лампы с шелковыми абажурами. Интерьер был украшен фарфоровыми и стеклянными вазами, часами из черного мрамора и цветного камня, пепельницей из красного камня и голландского фарфора. На одном из столов стояла переносная хрустальная чернильница с серебряной крышкой; специальный стол предназначался для различных игр: домино, шахматы, шашки, безик и др.

В этой карете 2 марта 1917 года Николай II объявил посланникам Государственной Думы Александру Гучкову и Василию Шульгину о своем решении отречься от престола, принятом накануне. Вагоны поезда, в котором было подписано отречение, стали немыми свидетелями трагедии России.

После передачи в музей Петергофа кареты разместили в Александрийском парке. Рядом с вагонами была построена платформа и две деревянные конструкции, в которых была размещена выставка, посвященная истории поезда, войне 1914-1918 годов, подробностям отречения и судьбы императора Николая II и его семьи. Вагоны царского поезда были уничтожены во время войны 1941-45 годов, но некоторые памятные предметы, хранящиеся в них, сохранились в фондах музейного комплекса Петергофа.

Поезд строился в 1894-96 годах в Главных вагонных мастерских Николаевской железной дороги.
Поезд строился в 1894-96 годах в Главных вагонных мастерских Николаевской железной дороги.

Охранник перед каретой.
Охранник перед каретой.

Внутренний вид одного из вагонов.
Внутренний вид одного из вагонов.

Стены и мебель были обиты в основном английским кретоном с растительным орнаментом.
Стены и мебель были обиты в основном английским кретоном с растительным орнаментом.

Та же каретка, другой угол.
Та же каретка, другой угол.

Женский люкс.
Женский люкс.

Дамский люкс, может быть, для принцесс.
Дамский люкс, может быть, для принцесс.

Женский люкс.
Женский люкс.

Панели, потолки и мебель из полированного дуба, ореха, белого и серого бука, клена и карельской березы покрыли линолеумом и коврами.
Панели, потолки и мебель из полированного дуба, ореха, белого и серого бука, клена и карельской березы покрыли линолеумом и коврами.

Интерьер.

Кабинет императора.
Кабинет императора.

Кабинет для фрейлины.
Кабинет для фрейлины.

Вагон-ресторан в императорском поезде.
Вагон-ресторан в императорском поезде.

Салон обставлен мягкой мебелью из красного дерева в стиле модерн.  Стены, диваны, кресла и стулья были обиты полосатыми фисташковыми занавесками;  на полу лежал плюшевый ковер в клетку.
Салон обставлен мягкой мебелью из красного дерева в стиле модерн. Стены, диваны, кресла и стулья были обиты полосатыми фисташковыми занавесками; на полу лежал плюшевый ковер в клетку.

Часть столовой в поезде.
Часть столовой в поезде.

Ванная.
Ванная.

Улыбающийся цесаревич Алексей стоит на платформе перед Императорским поездом.
Улыбающийся цесаревич Алексей стоит на платформе перед Императорским поездом.

Императрица Александра, царь Николай II и цесаревич Алексей.
Императрица Александра, царь Николай II и цесаревич Алексей.

(Фото: Государственный архив Российской Федерации / Валентина Тенихина).