Первоначально семивагонный императорский поезд предназначался для наследника престола Николая Александровича (будущего Николая II). Построен в 1894-1896 гг. В Главных вагонных мастерских Николаевской железной дороги. И хотя поезд был рассчитан на размещение семьи императора Николая II, уже в 1896-97 годах он был дополнен еще тремя вагонами, произведенными в Варшавских железнодорожных мастерских.
В дальнейшем состав поезда неоднократно менялся, старые вагоны заменялись новыми, менялся их интерьер. В 1902 году поезд состоял из десяти вагонов: спального вагона, салона, вагонов для детей, великих князей и свиты Императора, а также вагонов для железнодорожников, кухни, слуг, багажа и мастерских. Позже был добавлен одиннадцатый вагон, использовавшийся как церковь.
Вагоны поезда были выкрашены в синий цвет; швы украшены позолотой; все деревянные детали были изготовлены из индийского тика. В вагонах между окнами висели чеканные гербы ормолу. Стены и мебель были обиты в основном английским кретоном с растительными орнаментами; широко использовались шелковые ткани и кожа. Панели, потолки и мебель из полированного дуба, ореха, белого и серого бука, клена и карельской березы покрыли линолеумом и коврами. Вагоны, предназначенные для императорской семьи, были особенно удобными. Они были обеспечены всем необходимым для комфортной жизни и плодотворной работы.
Первоначально биметаллическая ванна (из меди снаружи и серебра внутри) устанавливалась между кабинетами Императора и Императрицы. Он был изготовлен в Париже и имел несколько отражателей по бокам, чтобы избежать брызг воды при движении поезда. Позже интерьеры поездов были обиты обивкой и обставлены мебелью в стиле модерн Роберта Мельцера.
Спальный вагон вмещал в себя кабинеты Николая II и Александры Федоровны, гардеробные с умывальниками, отделения фрейлины и камердинера, гардероб. В купе императрицы стояла кровать с резными украшениями, подвешенная на ремнях, как гамак. Отделение от кабинета отделяла ширма из синего шелка с цветочным узором. Все драпировки, покрывала и обивка кресел и стульев были выполнены из синего шелка с одинаковыми узорами; ковер на полу был украшен цветами и листьями на фоне березовой зелени. Мебель из карельской березы и кедра. Стол с богатой резьбой был обтянут кожей с золотым тиснением; на столе были серебряный письменный стол из двенадцати предметов, лампа, промокашка и бумажный ящик; стены украшали многочисленные семейные фотографии и иконы.
Салон обставлен мягкой мебелью из красного дерева в стиле модерн. Стены, диваны, кресла и стулья были обтянуты полосатыми фисташковыми занавесками; на полу лежал плюшевый ковер в клетку. Салон освещали бронзовые бра на стенах и настольные лампы с шелковыми абажурами. Интерьер был украшен фарфоровыми и стеклянными вазами, часами из черного мрамора и цветного камня, пепельницей из красного камня и голландского фарфора. На одном из столов стояла переносная хрустальная чернильница с серебряной крышкой; специальный стол предназначался для различных игр: домино, шахматы, шашки, безик и др.
В этой карете 2 марта 1917 года Николай II объявил посланникам Государственной Думы Александру Гучкову и Василию Шульгину о своем решении отречься от престола, принятом накануне. Вагоны поезда, в котором было подписано отречение, стали немыми свидетелями трагедии России.
После передачи в музей Петергофа кареты разместили в Александрийском парке. Рядом с вагонами была построена платформа и две деревянные конструкции, в которых была размещена выставка, посвященная истории поезда, войне 1914-1918 годов, подробностям отречения и судьбы императора Николая II и его семьи. Вагоны царского поезда были уничтожены во время войны 1941-45 годов, но некоторые памятные предметы, хранящиеся в них, сохранились в фондах музейного комплекса Петергофа.
Интерьер.
(Фото: Государственный архив Российской Федерации / Валентина Тенихина).