Найти в Дзене
По России с любовью

5 шедевров за 5 веков: Троице-Сергиевская лавра как учебник по истории архитектуры

Оглавление

Необычный взгляд на один из самых известных русских монастырей.

Добрый день всем! Рада приветствовать всех на своем канале. Основная моя тема - путешествия по городам Золотого Кольца. Все публикации можно найти по тегу: visitgoldenring

Давно хотела сделать подобную публикацию. Мне интересно находить в известных достопримечательностях новые ракурсы. Да, все знают что Лавра - это самый статусный русский монастырь (тут можно поспорить, но сейчас не буду).

И, конечно, все знают, что в Лавре толпы туристов, богомольцев и вообще, если ты не верующий, зачем сюда идти?

А вот зачем:

В Троице-Сергиевской лавре можно найти великолепные строения, которые последовательно расскажут и покажут основные вехи развития архитектуры в России.

На самом деле: буквально на каждые 100 лет, начиная с XV века, здесь можно найти замечательные сооружения, которые являются эталоном для своего времени по красоте, стилю или оригинальности. Здесь, не выходя за пределы города, можно изучать историю русской архитектуры. Поэтому, в 1993 году архитектурный ансамбль лавры вошёл в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

  • И, кстати, стало это возможным как раз из-за особого статуса монастыря. Так что не всегда богатый монастырь - это плохо.

Троице-Сергиевская лавра была основана в XIV веке святым Сергием Радонежским. Монастырь стал духовным центром русских земель: Сергий Радонежский считается одним из идеологов объединения русских земель, сюда приезжали князья за благословением на сражения с татаро-монголами.

Однако в 1408 году монастырь был разграблен и сожжён татарским ханом Едигеем, поэтому от самых первых лет до нас не дошли никакие постройки.

1. XV век - Троицкий собор (1423 г.)

  • строгий аскетизм

Строгий аскетизм зодчества начала XV века нашел свое выражение в монументальном облике белокаменного Троицкого Собора (1423 г.) – храме-мавзолее, поставленном над гробом основателя монастыря Сергия Радонежского. В создании иконостаса, росписи стен, а, возможно, и в постройке храма, участвовал Андрей Рублев. Именно для иконостаса этого собора была написана знаменитая рублёвская «Троица »

  • В конце XV века была построена церковь Сошествия Святого духа (1476 г), совместившая в себе храм и колокольню. Ее строили псковские мастера, которые взяли за образец Троицкий храм. Здесь повторили его основные формы, но в более стройных пропорциях.

Кроме того, этот храм является уникальным с точки зрения своих функций: в одном строении совместились и церковь и звонница. Такой тиц церквей получил название «церковь иже под колоколы». Храм Сошествия святого духа - древнейший из сохранившихся сооружений подобного типа.

-4

2. XVI век - Успенский собор (1559 – 1585 г.)

  • торжество государственности

Огромный пятиглавый Успенский собор (1559 – 1585 г.), возвышающийся в центре монастыря – воплощение монументального величия архитектуры XVI века.

-5
  • Собор строился в честь падение Казанского ханства, как храм-памятник.

Собор построен в византийском стиле по образцу собора в Московском Кремле (арх. А. Фиораванти из Италии), но стены возводили из кирпича (толщина 2,25 м). Строители при возведении храма обратились к русским традициями, реализовав во внешнем виде здания традиционные элементы русских храмов.

3. XVII век - Церковь Преподобного Сергия с Трапезной палатой

  • москоское барокко и шатровый храм

Церковь Преподобного Сергия с Трапезной палатой (так называемая Трапезная церковь) построенная в конце XVII века (1686–1692) стала своеобразным итогом развития этого "узорчатого" стиля, одним из лучших образцов московского барокко

  • Внутри храм удивительно подробно и детально расписан, хотя это более поздние росписи, сняла небольшой видео об этом:

Кроме этого в Лавре много интересных строений этого времени. Общее стремление к нарядности и узорчатости, наметившееся в зодчестве первой половины XVII века, отразилось в облике перестроенных крепостных башен: разнообразные по силуэту, украшенные поясками и арочками, с фигурными бойницами, они далеки от мрачной суровости западноевропейских замков.

  • Важный символ архитектуры XVII века - шатровая церковь Зосимы и Савватия (1637 г.). Он более ранний, нежели Трапезная церковь, и более скоромный. Есть много шатровых храмов более интересных, чем этот. Но не упомянуть его здесь мне показалось не правильно.
Признаюсь, на нашла на наших фото ни одного с этой церковью. Хотя шатровый свод виден на многих кадрах. У вас тоже так бывает?
Признаюсь, на нашла на наших фото ни одного с этой церковью. Хотя шатровый свод виден на многих кадрах. У вас тоже так бывает?

4. XVIII век - Колокольня (1740-1770 гг.)

  • классицизм

Самым значительным сооружением этого времени является колокольня (1740-1770 гг.). Колокольня высотой 88 метров (на 11 м больше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6 м – колокольни Ивана Великого в Московском Кремле) считается самой красивой в России . Окончательный архитектурный облик придал ей архитектор Д. В. Ухтомский.

Колокольня достойно завершила формирование уникального архитектурного лаврского ансамбля - больше никаких существенных построек в Лавре не возводили.

  • Однако снять эту колокольню не просто - я пересмотрела все наши фотографии и найти удачную и пропорциональную с точки зрения правильной передачи архитектуры, горизонтальную фотографию не удалось! (

В XVIII века окончательно сложился внешний облик Каличьей башни (1772 г.) - она украшена с классическими пилястрами и крытым глазурной черепицей шатром.

Вид на Лавру со стороны источника Саввы Строжевского. Каличья башня - слева
Вид на Лавру со стороны источника Саввы Строжевского. Каличья башня - слева

5. XIX век - Сень над крестом (1872)

  • классицизм и псевдорусский стиль

В XIX века на территории Лавры строили уже не много, в основном это были административные постройки: корпуса Московской Духовной академии с академическим Покровским храмом (1870) и Церковно-археологическим кабинетом, здание бывшей богадельни (1895), которое теперь используется в качестве помещения Московской Духовной академии, и Странноприимный дом (1892).

Но самым запоминающимся, наверное, станет Сень над крестом (1872) - узорный шатер над чугунным бассейном, в который стекает вода из Успенского кладезя. В центре бассейна установлен крест. Сюда почти всегда толпятся люди с бутылками воды.

Но за пределами Лавры есть несколько интересных и характерных для своего времени храмов:

  • Церковь Воскресения Словущего (1818 г.) - храм в стиле классицизма, стоит за пределами Лавры, но вы наверняка его увидеть, если будете обходить монастырские стены. Кстати, единственное в​ Сергиевом Посаде церковное здание, построенное по канонам классицизма в начале XIX века.
-11
  • Храм Церковь Иоанна Лествичника в русском стиле (псевдорусском) при бывшей больнице-богадельне в Семинарском корпусе - он находится за основной оградой Лавры.

Не знаю, если честно, можно ли к нему попасть во время экскурсии. Может быть, вы в нем были?

-12

Все мои статьи про Сергиев Посад можно почитать по тегу #v780_посад