В очередной раз напоролся на агрессивную рекламу подобных сервисов (ссылку по понятным причинам не привожу). Конкретно зацепился за скайсмарт.
Снова, да ладом. Сегодня постараюсь крайне коротко рассказать о пяти мифах и заблуждениях, которые тесно связаны с "дистанционкой" и онлайн платформами для "обучения".
Миф номер раз:
Задания на сайтах генерируются автоматически, поэтому невозможно списать.
Тут сразу два возражения. Во-первых, списать можно гарантированно всегда. Способов миллион - от параллельной работы сразу на двух устройствах до плагина в браузер. Никакая система защиты не поможет. К любому сервису есть свой антисервис "ГДЗ".
Вот, кстати, идея для стартапа: 1. Создаём сайт с заданиями и продаём доступ к нему за копейку. 2. Создаём сайт с той же самой базой заданий, а главное, с тем же алгоритмом проверки, но на нём будут не задания, а ответы (разумеется, тоже платный, за две копейки). 3. Собираем деньги дважды - за оба сайта три копейки.
Во-вторых, автоматическая генерация заданий в некоторых случаях невозможна (разве что ответы перетасовать), а там, где возможна, очень трудно создать алгоритм, позволяющий построить грамотный тест. (см. статью о заданиях). То есть, эти задания будут, мягко говоря, так себе заданиями.
Миф номер два:
Есть теория, помогающая обучению дистанционно
Я вообще не считаю, что в школе (особенно, в начальной) возможно обучение без присутствия учителя. В роли учителя должны выступать хотя бы бабушки или родители. Почему? Потому что теория - это написанный Текст. А я уже неоднократно писал: читать Тексты дети не умеют, это отдельная наука, которой их никто никогда не учит. Значит, всё просто: нет чтения, бесполезна теория.
Никогда робот, программа, машина не заменят учителя, потому что они не смогут научить читать тексты. Люди-то не все могут. Так что онлайн платформы возможно использовать только для проверки знаний, но никак не для получения.
А как-нибудь я даже напишу статью о том, как "работает" вот эта теория перед заданиями в дистанционных платформах.
Миф номер три:
Автоматическое оценивание существенно облегчит работу учителя.
Если вспомнить, что адекватных заданий в этих платформах - кот наплакал, то автоматическая оценка будет сильно неадекватная. Тут должна следовать длинная цепочка рассуждений, с доказательствами, ссылками и прочим. Утомлять читателей не буду, просто отмечу: за период дистанционного обучения весной-осенью 2020 года образовательные результаты учеников выросли местами в разы (троечники внезапно стали отличниками). А если ещё принять во внимание миф номер два, то о каком адеквате в оценивании может идти речь? То есть, автоматически оценка-то выставляется, и если учитель подсуетился, то сразу в электронный дневник, но с тем же успехом можно было бы просто написать любую цифру там. Меньше хлопот.
Миф номер четыре:
Задания и теория разрабатываются специалистами
Я не буду подробно писать, из каких конкретно сборников взято большинство задний на онлайн-платформах, просто скажу, что больше половины - это переписанные "номера" из учебника, а теория - чуть ли не сканы без редактирования. Хотя, тут спорить трудно, Рымкевич, Пёрышкин, Угринович, Алимов и прочие авторы учебников - это специалисты. Но что касается уникальных заданий и теории - их "разрабатывают" все подряд. Конечно, на уважающих себя платформах есть система рецензирования и прочее. Но вот специалистами там и не пахнет. Посмотрите на сайте поиска работы вакансии учителя. Девять из десяти будут не от школ, а от онлайн-школ. Там даже учителей нет, набирают только. Может, конечно, со временем и наберут, и будут очень хорошие теория и задания. Но вот кто туда пойдёт? Я со своей очной методикой - ни за что.
Ну и к слову - читал я тамошнюю теорию. Лёгким чтиво не назовёшь.
Миф номер пять:
Задания в виде ребусов, игр позволят ребёнку изучать материал легко
Вопрос об игровой форме обучения в школе (особенно, старшей) стоит очень жёстко и он очень неоднозначен. Лично я считаю, что играть можно, но нельзя превращать обучение в игру. Это всё-таки серьёзная работа, требующая калорий больше, чем занятия спортом аналогичные по времени.
Но вот что однозначно отмечают все: пару раз попереставлять фишки на экране планшета - это прикольно, а уже к пятому-десятому заданию сильно начинает раздражать.
Заключение с позитивом
Вроде очень безрадужная ситуация. Но есть одна лазейка, место, где можно использовать эти онлайн-тестировщики. В одной ситуации не требуется высокоинтеллектуальной деятельности, и нужно выполнять много мелких однотипных задач: тренировочная отработка навыков. Это задания тренажёрного типа, настолько простые, что проще выполнить, чем списать. Их можно задать много, и не переживать за излишнюю загруженность. По принципу "от забора и до обеда". Кому-то нужно выполнить 50 сложений столбиком, чтобы принцип закрепить, кто-то с третьего раза выучил всё. В такой ситуации как раз очень удобна автоматическая машинная проверка результата - ученик сразу видит, верно ли он использовал навык и либо найдёт ошибку, либо обратится к учителю (в широком смысле).
PS. Статья вообще-то для тех, кто ещё какие-то иллюзии питает в отношении пользы "дистанта"