Найти тему
СОБЕСЕДНИК АРМЕНИИ

Что такое трндез, и как отмечают его в Армении?

Трндез (Тярндарач) – один из самых романтичных армянских праздников наряду с Днем св. Саркиса. Отмечается Тярндарач Армянской апостольской церковью ежегодно 14 февраля, а не 13, как принято считать. Испокон веков, будучи еще язычниками, поклонявшимися богу солнца Мигру, армяне отмечали Трндез (Дрндез) не только, как праздник плодородия и благополучия, но и как день молодоженов.

В этот день на молодых бросали обжаренное пшено, горох, коноплю как символ достатка. Позже традиция несколько трансформировалась. Если к моменту наступления празднества молодые были обручены, то он справлялся в доме невесты, а если уже женаты, то, естественно, в доме жениха. Особо благоприятная примета - играть свадьбы именно в этот день.

-2

Трндез всегда расценивался как одна из красивых народных традиций, которую не смог искоренить даже суровый атеистический период. Дрндез – от слов «дур» (дверь) и «дез» (стог сена) - в буквальном смысле означал «стог сена у двери». Стог сена выставляли перед дверью, что должно было принести в дом удачу. Однако главным символом обряда был костер.

-3

Недавно поженившиеся супруги, обрученные и просто влюбленные пары, взявшись за руки, перепрыгивали через него. Если им удавалось это сделать, не разомкнув руки, - быть их любви вечной, а семье - крепкой и многодетной. Замужние женщины, тщетно пытавшиеся забеременеть, «сжигали», перепрыгивая через костер, все свои болезни - как в переносном, так и в прямом смысле слова. Считалось, если подол платья будет обласкан языками пламени, то в них вместе с кусочками одежды сгорят и все недуги. В конце над полыхающим огнем взмывали все желающие. Золу от затухшего костра смешивали с водой и давали выпить будущей роженице, а также вместе с головешками угольков разбрасывали по земле, как бы способствуя богатому урожаю и хорошему приплоду. Часть золы сохраняли. В дальнейшем, при засухах или избытке влаги, их бросали в воздух с пожеланиями хорошей погоды. А все вместе это символизировало пробуждение земли от долгой зимней спячки.

-4

В дальнейшем, когда язычество вынужденно уступило место христианству, церковь, в свою очередь, была вынуждена сохранить народные традиции, придав им несколько другую интерпретацию. Трндез, как церковный праздник, получил название «Тярндарач» (Сретение Господне). Дословно он переводится как «предстать пред Господом» и связан с очищением Марии на сороковой день после рождения Христа.

Разжигание костров, считающееся символом язычества и в определенный период не принимаемое Апостольской церковью, также получило новое объяснение. Костер — символ любви Христа, его теплоты. В процессе праздничной вечерни освящаются заранее подготовленные свечи. Исполняется «Луйси шаракан», в котором воспевается свет и очищающий огонь. Старший священнослужитель зажигает свечу от света лампады, пламя которой затем переносится на остальные свечи. Огнем освященной свечи во дворе церкви разжигается костер, поются духовные, народные песни. Освященную свечу, зажженную от святого огня или от любой другой горящей в церкви свечи, можно затушить и вновь зажечь уже дома. Догорая, она приносит в дом тепло любви Христа…

-5

Самое интересное совпадение – сама дата праздника. Проводимый по народному календарю 13 февраля, Трндез совпадает по дню с церковным праздником Тярндарач, отмечаемом 14 февраля. 13-го вечером разжигаются во дворах костры, приблизительно в это же время начинается праздничная вечерня в церквах. Согласно церковному календарю, день меняется на следующий, уступив место 14 числу. По традиции, введенной Католикосом Всех Армян Гарегином Вторым, 14 февраля официально провозглашено Днем новобрачных. Это вовсе не означает, что обрученные не могут его отмечать. Однако 14 февраля, днем, в церковь для получения благословения идут лишь новобрачные.

Яна Авчиян