Прошедший 2020-ый год был в России был годом пожаров. На Южном Урале горело много. Главным образом, леса. В июне и июле больше месяца не было осадков. За это время пару раз дождь вроде намечался, но так и не пошел. Казалось бы чего здесь плохого. Лето, жара, июль. Люди отдыхают, купаются в озерах, но вот какая незадача – в один вечер близ озера Тургояк огонь вспыхнул сразу в 10 местах. Пожарные констатировали поджоги.
Власти тут же ввели противопожарный режим и запретили жителям выходить в лес. Но ведь поджигателям не запретишь. Поэтому леса в жару стали вспыхивать с завидным постоянством.
Печально. Очаги возгораний просто никто не тушил. Лес опахивали тракторами. В один из дней я пошел на озеро через лесной массив. Картина апокалипсиса. Вокруг туман. Вековые сосны падали, горела земля... У деревьев выгорали корни. Это было заметно по полоскам дыма, идущим из-под земли.
В тот день мне удалось залить корни четырех больших сосен. Я дважды бегал с двумя пятилитровками на озеро.
(Эти «пятачки», пожалуй, единственный плюс летних мусорных куч.) Сотни деревьев не выдерживали огненной стихии. В горной местности тушить лес было особенно тяжело. И в Миасс прибыли специальные бригады российских спасателей. Однако, поджоги продолжались. Все знали, что лес поджигают, но виновных найти не могли.
Правда, лет 10 назад я видел такого поджигателя. Он проехал на мотоцикле по лесной дорожке, на голове мотоциклетный шлем, через 100 метров я увидел огонь. Этот очаг возгорания мы затушили ногами. А через полкилометра увидели другой. Его уже так просто было не затушить. Этим занимались лесники. Я тогда испортил обувь.
Года 4 назад весной мы с братом потушили еще один лесной пожар площадью один га. Здесь тоже был поджог. Огонь сбивали палками и ветками. И затем тоже мне пришлось проситься с обувью, подошва не выдержала высоких температур.
Минувшим летом волонтеры призывали людей выйти на тушение пожаров. Я был против. Никто не представляет, что в 10-сантиметровый горящий слой земли и мшаника просто в кроссовках не ступишь. Авантюра. Это весной, когда горит только верхний слой травы, можно «побегать» в простой обуви.
…Знаете, какой ответ я дал на вопрос: почему горят леса? Потому что земля вокруг города слишком дорого стоит. В Миассе – от 200 тысяч рублей за сотку. Что наводит на мысль, что поджоги – заказные. И главные заказчики надеются со временем «отжать» землю, переоформить под себя. Но не пойман – не вор.
Страдают в этой ситуации тысячи простых людей: туристов, грибников, ягодников. За вход в леса в противопожарный период можно схлопотать приличный штраф. Известны случаи, когда в Миассе штрафовали садоводов, которые сжигали старые ветки и траву на своих участках. Во многих регионах виноватыми в пожарах считают туристов, шашлычников, дачников. Проще всего списать возникновение стихии на них.
Кстати, противопожарный режим сняли через неделю после того, как в округе прошли проливные дожди. Что будет в этом году посмотрим, но в последние десятилетия на Южном Урале все меньше выпадает осадков.
Кстати, в позапрошлом году мы наблюдали удивительное явление: дым от лесных пожаров из Якутии достиг Урала. Над Миассом 4 дня стояла плотная облачность и был заметен легкий запах дыма.
Владимир Мухин
- Понравилась статья? Поддержите канал подпиской, лайком и комментарием.
- Советую почитать!!!