Найти тему
Николай Цискаридзе

«Лифарь, конечно, персонаж, которого надо еще много-много лет изучать»

– Николай Максимович, расскажите, пожалуйста, о «Гранд дефиле» Парижской оперы. Если бы вам предложили создать что-то подобное для Большого или Мариинки, какую бы музыку вы использовали?

– «Гранд дефиле» они исполняют в начале сезона и, по-моему, в конце, очень красивая традиция.

На самом деле, очень много того, что считается традицией в Парижской опере, придумано Сержем Лифарем. Он безумно интересный персонаж в истории и очень спорный.

Недавно вышла книга, в Перми издана, называется «Серж Лифарь. Красота от дьявола», кто не знает, почитайте, там очень интересно про него написано. Лифарь, конечно, персонаж, которого надо еще много-много лет изучать. И танцовщик был не рядовой, и человек не рядовой, и балетмейстер не рядовой.

Серж Лифарь
Серж Лифарь

Есть где-то кадры, где закрывается театр Метрополитен-опера, закрывали его гастролями Большого театра, настоящий Метрополитен, который стоял на Медисон-сквер-гарден, это здание уже снесли. Кстати, у меня есть кусочек занавеса из этого здания, мне подарили в Нью-Йорке, там печать стоит, потому что этот занавес разрезали и его продавали и мне поклонники подарили кусочек настоящего занавеса Метрополитен-опера.

Майя Плисецкая и Юрий Григрович
Майя Плисецкая и Юрий Григрович

И там как раз заканчивалось все – дефиле, которое сделал Григорович, он первый выходил с Плисецкой. Это было очень красиво.

Что касается меня. Конечно, русская музыка. Ну что может быть прекрасней, чем полонез из «Ивана Сусанина» или полонез из «Евгения Онегина»? Как это можно сравнить даже с той музыкой, на которую дефиле поставлено?

Вообще, моя влюбленность в танцевальную картину «Ивана Сусанина», она... я люблю и ту версию, которую в Питере я восстановил, и ту, которая в Большом поставлена Захаровым – это великие постановки.

Вообще, когда я в первый раз увидел сцену бала в Большом театре, я ее увидел из-за кулис, эти декорации, костюмы... В те годы еще все был настоящее: шпоры, сабли, облачения. И на сцене стоял звон. Когда они шли, когда этот полонез начинался, вы представляете, с этой музыкой еще все это громыхало, стоял хор, который пел, и бряцание шпор, бряцание настоящего метала, цепей – это просто фантастика была. Как можно было это все уничтожить?