Об этом говорили представители инвестиционных компаний в ходе конференции SmallSat Symposium 2021 Virtual. В частности, был сделан ряд заявлений, из которых следует, что несмотря на пандемию инвесторы готовы принимать на себя риск финансирования коммерческого космоса. Они считают космические компании относительно устойчивыми предприятиями, поскольку те поддерживаются правительственными и военными структурами. При этом инвесторы не рекомендуют стартапам выходить на IPO. Проблемы компаний, ведущих свою деятельность в сфере спутниковой связи, воспринимаются инвесторами как «освобождение» рынка от слабых игроков.
Все эти заявления прозвучали на фоне бурного обсуждения выступления Тори Бруно, исполнительного директора United Launch Alliance, который в начале февраля сказал о том, что слишком много компаний, финансируемых венчурными фондами, ведут борьбу за конечное количество клиентов на рынке пусковых услуг. Он призвал правительство США поощрять инвестиции в инновационные виды космической деятельности, такие как специализированное производство, разработка природных ресурсов и перевозки. Рынок запуска становится опасно «перегретым», и на «большом ракетном рынке», по словам Бруно, цены падают, а спрос на запуски спутников «остается упорно неэластичным».
На заявление руководителя ULA о создании финансового пузыря на рынке пусковых услуг ответили стартапы-операторы легких ракет. В частности, они отметили, что в настоящий момент существует более 100 проектов по созданию легких и сверхлегких ракет и, конечно же, не все они выживут. Но основная ошибка Тори Бруно заключается в том, что он не совсем верно оценивает изменения, происходящие в сфере производства спутниковых аппаратов, поскольку смотрит на рынок с точки зрения оператора тяжелых ракет. Деятельность ULA в основном направлена на пуски крупных аппаратов, а спрос на них ограничен и рынок действительно «конечен». При этом стоимость пусковых услуг составляет малую долю в таких проектах. Если говорить о сегменте легких и сверхлегких ракет ситуация несколько иная и из-за снижения стоимости пусковых услуг на рынке появилось много проектов по созданию крупных низкоорбитальных группировок, которые надо будет разворачивать, а затем восполнять.
Основной же своей проблемой операторы считают политику демпинга, которой придерживается SpaceX, предлагая цены более чем в 10 раз ниже, чем у конкурентов- операторов малых средств выведения. В качестве перспективы участники рынка рассматривают новые услуги – буксировку и сервисное обслуживание спутников на орбите.