Найти тему
Стакан молока

«Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас Закон»

Фрагмент очерка «И жив великий гражданин…» // На  илл.: Художник Василий Соловьев. Пушкин
Фрагмент очерка «И жив великий гражданин…» // На илл.: Художник Василий Соловьев. Пушкин

184 года минуло со дня национальной трагедии Русского народа – гибели Александра Сергеевича Пушкина.

Верю: несмотря на отвратительные времена кризиса, разрухи, пандемии; на времена горя, лишений, бед, обрушенных на честных, совестливых, добрых, они – мы! – вспомним и с земным поклоном возблагодарим за дарованную нам честь и славу – быть соотечественниками нашего Гения!

Мы вспомним Его неоспоримое, побуждающее: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная»; «Мысль! Великое слово! Что же и составляет величие человека, как не мысль! Да будет же она свободна, как должен быть свободен человек: в пределах закона, при полном соблюдении условий, налагаемых обществом».

Мы вспомним Его стихи и стихи, Ему посвященные, среди последних, конечно же, с детства знакомые М.Ю. Лермонтова. Не опуская и первой – не только последней! – строфы:

Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видел злодеи в ней пример.

Ослушался государь… Не услышали и преемники. Не услышали и более, пожалуй, грозное: «Народ безмолствует»; «Молчит Закон – народ молчит»… О нынешних – глохлых – «надменных потомках» «обиженных родов» с их «пятою рабскою» и речи нет…

Мы вспомним и Ф.М. Достоевского, тем более, что 9 февраля – 140-летие Его Ухода из земной жизни. Его слова о том, что появление Пушкина «сильно способствует освещению тёмной дороги нашей новым направляющим светом. В этом-то смысле Пушкин есть пророчество и указание». И –

«Но не в поэзии лишь одной дело, не в художественном лишь творчестве: не было бы Пушкина, не определились бы, может быть, с такою непоколебимою силой (в какой это явилось потом, хотя всё еще не у всех, а у очень лишь немногих) наша вера в нашу русскую самостоятельность, наша сознательная уже теперь надежда на наши народные силы, а затем и вера в грядущее самостоятельное назначение в семье европейских народов».

***

Вспомним и юношеское Пушкина, из «Вольности» (1817), попирающим Божеский Закон:

…Владыки! вам венец и трон
Дает Закон – а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.

И горе, горе племенам,
Где дремлет он неосторожно,
Где иль народу, иль царям
Законом властвовать возможно!
Тебя в свидетели зову,
О мученик ошибок славных,
За предков в шуме бурь недавних
Сложивший царскую главу.

Восходит к смерти Людовик
В виду безмолвного потомства,
Главой развенчанной приник
К кровавой плахе Вероломства.
Молчит Закон – народ молчит,
Падет преступная секира...
И се – злодейская порфира
На галлах скованных лежит.

…И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.

«Мученик ошибок славных» – это о французском короле Людовике XVI, казненном 21 января 1793 года, жертве французской буржуазной революции.

Известен глубокий, чрезвычайный интерес А.С. Пушкина к Великой французской революции. Началом ее считают взятие Бастилии 14 июля 1789 года, а окончанием – переворот 18 брюмера (9 ноября) 1799 года.

Перечитывая роман «Арап Петра Великого», не могла не обратить внимания на слова А.С. Пушкина, заставляющие подумать о современности: «По свидетельству всех исторических записок, ничто не могло сравниться с вольным легкомыслием, безумством и роскошью французов того времени. Последние годы царствования Людовика XI V , ознаменованные строгой набожностию двора, важностию и приличием, не оставили никаких следов. Герцог Орлеанский, соединяя многие блестящие качества с пороками всякого рода, к несчастию, не имел и тени лицемерия. Оргии Пале-Рояля не были тайной для Парижа; пример был заразителен. На ту пору явился Law; алчность к деньгам соединилась с жаждою наслаждений и рассеянности; имения исчезали; нравственность гибла; французы смеялись и рас c читывали, и государство распадалось под игривые припевы сатирических водевилей » [курсив мой – Л.В.]

Интересно: «Law – Джон Лоу, финансовый деятель, основатель Индийской компании: акции, выпущенные этой компанией, сперва имели большой успех, и в результате спекуляции этими акциями многие обогатились. Но так как акции ничем не были обеспечены и не приносили дохода, скоро доверие к ним пошатнулось, цена акций стала быстро падать, и в середине 1820 г. наступило полное банкротство. Многие из вложивших свои капиталы в акции Индийской компании были разорены».

И – закономерно следствие: «Под гильотиною Версаль и Трианон / И мрачным ужасом сменённые забавы» (Пушкин «К вельможе», 1830).

«На всем протяжении своей жизни Пушкин, – писал литературовед, действительный член АН СССР, Почётный доктор Ноттингемского университета, член Союза писателей Санкт-Петербурга Г.М. Фридлендер, – относился с большим интересом к эпохе Великой французской революции. К событиям ее он многократно обращается в своем поэтическом творчестве – от оды "Вольность" (1817) до стихотворения "К вельможе" (1830). В "Арапе Петра Великого" (1827) сжато, но выразительно охарактеризовано французское общество предреволюционной эпохи. В статьях, предназначенных для "Литературной газеты" и "Современника", поэт в 30-х годах не раз возвращается к различным аспектам той же темы. Наконец, в 1831 г. он задумывает специальный исторический очерк о революции, собирает для него материал, но замысел этот остался неосуществленным и дошел до нас лишь в виде ряда планов, выписок и набросков. К этому следует добавить, что в библиотеке Пушкина сохранился весьма обширный круг разнообразных книг и источников по истории революции».

Автор приводит обширный перечень работ, детально анализирует восприятие революции, ее деятелей на протяжении жизни Пушкина, его произведения, затрагивающие тему. Охотно рекомендую всем желающим познакомиться с указанной работой. ( Фридлендер Г.М. Вольность и закон (Пушкин и Великая французская революция). // Г.М. Фридлендер. Пушкин. Достоевский. «Серебряный век». – СПб.: «Наука», 1995. – С. 204-251.)

Tags: Литературоведение Project: Moloko Author: Владимирова Людмила

Ещё публикация о Пушкине ( "Догадливый поэт...") на нашем канале здесь

На видео: «Да здравствует Пушкин!» Фрагмент литературного вечера в Центральном Доме литераторов "Посвящение Пушкину"