Начнем с того, что психолог имеет право работать только со здоровыми людьми, и как исключение из правила – с психически нездоровыми людьми (личностные расстройства/ЛР, неврозы т.д.), но (!) только в рамках комплексной терапии (при содействии врача-психиатра/врача-психотерапевта; по направлению этих специалистов).
Получается, что все, что не является патологией, включая крайние степени проявления нормы (например, акцентуации личности, с учетом степени их выраженности, которые, по сути, являются «зачатками» личностных расстройств) – это все еще область работы психолога.
Почему?
Его высшее профильное образование (включая клиническую психологию, как изученную дисциплину в рамках его проф. обучения) уже дает ему право и даже обязывает, как специалиста, пусть и не диагностировать ЛР, но дифференцировать норму от патологии.
То есть психолог должен уметь видеть признаки и знать свойства расстройств личности человека, чтобы при необходимости перенаправить клиента к тому специалисту, в котором он, действительно, нуждается, и чтобы клиент смог получить максимально эффективную, первичную, надлежащую помощь.
А также это необходимо психологу для того, чтобы знать, когда клиент не является потенциальным пациентом врача-психиатра, и что он может уверенно продолжать психологическую работу в рамках своей профессиональной компетенции.
И тут возникает главный вопрос – по каким признакам можно отличить патологию от нормы, чтобы знать, как действовать?
Степень выраженности: главное отличие нормы от расстройства личности
Итак, как же понять, сможет ли справиться с вашей проблемой психолог, или она может быть решена уже в кабинете психиатра?
Разберем отличия нормы от «ненормы» по степени выраженности на примере очень часто встречающейся проблемы (в моей практике, в том числе) – тревожности.
Чувство тревожности – это изначально лишь сигнал нашей психики о риске возможного столкновения с опасностью. То есть, это нормальная, здоровая реакция человека.
Допустим, почувствовав запах газа на кухне, а точнее - одоранта, используемого в качестве примеси к газу для придания ему запаха, человек, поймет, что в пространство выделяется газ (а это опасно), и примет нужные меры. Такая ситуация будет естественным образом сопровождаться тревожностью, волнением, страхом, переживаниями человека, которые, в свою очередь, будут побуждать его, как можно скорее, вызвать газовщиков.
Если бы здесь не было тревожности – не было бы и необходимой реакции со стороны человека на критические обстоятельства, что могло за собой повлечь очень плохой исход событий.
Вот, что такое тревожность здорового человека.
Рассмотрим другую ситуацию.
Человек, которому нужно выйти за хлебом в магазин, всячески избегает выполнения этого дела, потому что при выходе на улицу, или при контакте с людьми, он испытывает сильную тревожность. Реакция есть, а повода для нее – нет.
Человек без обозначенного риска (без угрозы его безопасности или его жизни), испытывает тревожность в самых разных, обычных бытовых ситуациях, что не дает в итоге ему нормально функционировать, общаться с окружающими и чувствовать себя комфортно. Причина такого поведения (иррационального) – это страх получить отрицательную оценку из социума о себе, своих качествах, неуверенность и страх быть непринятым, высмеянным, или не справившимся с делом (вероятно, у него есть базовая травма аналогичной тематики из детского бэкграунда).
Здесь речь уже может идти о возможном расстройстве личности – о генерализованном тревожном расстройстве (ГТР). И это патологическое проявления тревоги.
Но это далеко не все, в чем может выражаться разница нормы от «ненормы».
Есть еще один принципиальный маркер отличия нормы от патологии (именно, от расстройства) – одновременное присутствие трех определенных свойств расстройства: влияние на все аспекты жизни человека, стабильность течения во времени и социальная дезодаптация.
Рассмотрим их подробнее.
Маркер патологии №1: только расстройство влияет на все сферы жизни человека
Плакать, когда случилось что-то грустное или страшное – это нормально. И даже, когда люди плачут от счастья, от переизбытка радостных, сентиментальных эмоций – тоже обычное дело.
Но если человек плачет в любых ситуациях, объективно не способных вызвать такой всплеск эмоций, спровоцировать такое поведение у человека, то это уже другой вопрос.
Предположим, что у человека вызывает плач ситуация, когда кто-то получил премию выше, чем он сам. Или когда, любимую передачу по ТВ перенесли на другое время. В этом случае слезы – невротический симптом, а значит, при его сопоставлении с другими определенными поведенческими реакциями этого человека (при проведении необходимой клинической диагностики), есть вероятность, выявить у него расстройство личности.
Маркер патологии №2: только расстройство стабильно во времени
Стабильность во времени подразумевает то, что расстройство личности критично не меняет своей выраженности с течением времени. Оно константно.
Допустим, если у человека стали проявляться такие признаки, как замыкание в себе, эмоциональная инертность, уход в фантазии, низкий уровень заинтересованности в окружении, в общении, и они не меняются со временем, никуда не уходят, не сменяются нормальными поведенческими проявлениями человека в жизни, то это тоже может характеризовать расстройство. Например, шизоидное расстройство личности.
Это просто грубый пример для наглядности. Но, тем не менее.
Главное здесь – фиксировать именно неизменность динамики. Если стало все плохо у человека, и это «плохо» уже не меняется к лучшему без помощи со стороны, помощи специалиста, то нужно обращаться к психиатру.
Маркер №3: только расстройство сопряжено с социальной дезадаптацией
Дезадаптация – процесс, полностью противоположный адаптации. То есть здесь речь идет о частичной или полной утрате человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. К контакту с ней.
При расстройствах личности тяжело контактировать с людьми. Потому что у человека нарушена связь со средой, и с собой в конкретных микросоциальных условиях.
Дезадаптация встречается при неврозах, психозах (это уже боле сложная патология, когда критика у человека к себе отсутствует, контроль утрачен) и разных расстройствах личности, включая ПРЛ, когда есть высокая выраженность импульсивности, тревожности и десоциализация (утрата имеющегося опыта контакта с социумом).
Люди с расстройствами личности не могут нормально взаимодействовать в группах либо в силу утраченного навыка, либо из-за невозможности адаптации к новым контактам.
Кроме этих маркеров и свойств, есть и другие отличия расстройств от сходных явлений.
Мы сегодня просто пробежались с вами, так сказать, «по верхушкам».
Но и этого для начала достаточно, чтобы понять, когда нужно обращаться к психологу, а когда стоит записаться именно к врачу-психиатру.
Главное, ничего не перепутать.
Будьте здоровы и счастливы!
Друзья, подписывайтесь на мой канал , присоединяйтесь к паблику "ПиПси" в VK , где вы можете записаться ко мне на онлайн-консультацию, задать вопрос и быть в курсе нескучной, полезной психологической информации, а также реальных случаев из практики психолога.
И еще напоминаю: если вы хотите узнать, что означает сон, который вас интересует, смущает, пугает, преследует, или который, возможно, несет для вас очень полезную информацию, но вы не можете ее самостоятельно растолковать, то я помогу вам понять смысл «послания» с помощью юнгианского анализа - просто напишите мне об этом .
Приятного вечера и радостного нового дня!