Особняк врача Эриха-Леонгарда Густавовича Эрна (ул. Чапаевская, 165), построенный в 1900-1902 годах архитектором Александром Щербачевым, является одним из первых зданий Самары в стиле модерн.
Как мы помним, на первенство в данной номинации претендует находящийся на этой же улице дом Либерфорта (ул. Чапаевская, 110), год постройки которого, по одной из версий, – 1899-й.
Но дом Эрна замечателен тем, что его архитектурная стилистика возникла вопреки обстоятельствам. Это единственное здание Александра Щербачева, где присутствует модерн в чистом виде: не модернизированные неоклассицизм и неоренессанс, как в проектах особняков П. И. Шихобалова и А. Н. Наумова, а просто ранний модерн.
Александр Александрович Щербачев получил основательное архитектурное образование. Он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и Петербургскую академию художеств. Возможно, этим объясняется его осторожное отношение к отрицающему традиции модерну. В начале 1890-х Щербачев работает в псевдорусском стиле.
Позже он проектирует в различных направлениях эклектики (неоклассицизм, неоренессанс и т.п.), иногда дополняя их элементами модерна.
Но дом Эрна – исключение. Это не эклектика. Он на 100 процентов соответствует канонам раннего модерна. И мы легко найдем в этом здании основные признаки стиля. Оно асимметрично. Его внешние объемы обусловлены внутренней планировкой.
Есть тенденция к искривлению линий и закруглению углов.
В декоре присутствуют растительные и животные формы.
Правда, животное (барельеф в виде орла над эркером) до наших дней не дотянуло. А при жизни хозяина это было не просто украшение, но и расшифровка фамилии Эрн (от древнегерманского arn – орел).
Криволинейность и сложная расстекловка окон и дверей.
Решетки ограждения также криволинейны.
Полуколонны у входа спроектированы с избеганием классического ордера.
Итак, перед нами чистый модерн. Как будто не Щербачев проектировал. Но на этом парадоксы не кончаются. Не будем забывать, что доктор Эрн имел гражданский чин надворного советника, соответствующий подполковнику в армии. А дворяне в Самаре крайне редко строили себе дома в «варварском» стиле модерн, предпочитая эклектические направления. Но что случилось, то случилось.
Теперь немного о докторе. Его карьера в Самаре началась в 1893 году со службы младшим врачом Борисовского резервного батальона. Жил он тогда на улице Николаевской (сейчас Чапаевская) в доме Челышева.
Затем Эрих Густавович переселился в дом К. П. Головкина на Панскую (Ленинградскую), а в конце 1890-х купил собственный дом на Саратовской (Фрунзе). Места его работы тоже менялись. Он занимался частной практикой, работал в поликлинике Леопольда Греве, был врачом частной гимназии сестер Харитоновых, библиотекарем общества врачей Самарской губернии.
Доктор Эрн был востребован у самых разных слоев населения. Ему удалось даже внести опосредованный вклад в развитие русской литературы, проконсультировав молодого журналиста «Самарской газеты» Алексея Максимовича Пешкова.
Неутешительный диагноз доктора (хронический суставной ревматизм при расстройстве всей нервной системы) побудил будущего классика беречь свои силы для художественного творчества, уволиться из газеты и попросить субсидию у Литературного фонда.
Что касается доходов самого Эриха Густавовича, то их оказалось достаточно, чтобы в 1900 году заказать проектирование и строительство шикарного особняка. И уже в 1902 году доктор с женой Марией Алексеевной (Мартой Эрн, урожденной Шиллер) переехал в новый дом.
Здесь жила не только семья доктора, часть дома он сдавал под кабинеты коллег и квартиры. Сейчас ни розария, ни фонтана во дворе нет. Всё занято полезными постройками.
Только и остается ценителям старины, что прикоснуться к аутентичным кирпичам, на которых еще различимы заводские клейма. На моих фотографиях разобрать надписи практически невозможно, но благодаря историку и краеведу Павлу Попову мы знаем, что это клейма самарских кирпичных заводов А. Д. Шигаева.
К сожалению, пока опубликовано не так много фотографий доктора Эрна, и на следующем документе мы видим уже его многолюдные похороны.
Доктор не дожил до тех времен, когда его бывший дом сменил специализацию. В 1920 годы здесь находилось отделение самарской ВЧК (позже ОГПУ). В 1941-1943 годах особняк занимало посольство Польши. В этом здании 4 декабря 1941 года наркомом иностранных дел СССР В. М. Молотовым и председателем правительства Польши в изгнании В. Сикорским была подписана Декларация «О достижении прочного и справедливого мира».
Позже в использовании здания возобладал первоначальный курс – на здравоохранение. Сейчас особняк является частью Самарской областной клинической больницы №2.
Спасибо, что дочитали!
Предыдущую часть читайте здесь. Начало прогулки – здесь. А что находится рядом на параллельной улице Фрунзе, можно узнать здесь.
Если текст понравился, поставьте, пожалуйста, лайк . Ну и помогите продвижению канала, сделав репост в соцсетях (это совсем не сложно – кнопки находятся на полях слева от текста).
Также рекомендую заглянуть (а то и подписаться) на мой канал – там есть (и будет) еще много интересного.
Ваш Андрей Макаров