"Даже страшно подумать, что вы думаете о квадрате Малевича." (Сергей Науменко).
Это мне написал читатель, возмущенный моим бездуховным отношением к творчеству Фрэнсиса Скотта Фицджеральда.
Я честно ответил, что о квадрате Малевича вообще ничего не думаю. Художественный вкус у меня настолько не развит, что никак не могу постигнуть гениальности и величия этого творения. Я много раз слышал, что это шедевр и недосягаемая вершина. Но ни умом понять не могу, ни за душу не трогает.
Давно хочу, чтобы меня кто-нибудь просветил. Вот почему именно черный - это гениально, а остальные квадраты так себе? Малевич же не только черный квадрат рисовал. Ему только дай в руки кисть и краски, он как начнет квадраты рисовать... И почему Черный круг Малевича - это не гениально в отличие от Черного квадрата? Все же круг труднее нарисовать, чем квадрат. И почему Черный крест Малевича - это вообще ни о чем?
Задал я эти вопросы читателю Сергею Науменко. Думаю, не зря же он про мое отношение к квадрату Малевича спрашивает, и уже заранее ужасается моему невежеству. Наверное, Сергей знает толк в этих вещах. Но молчит Сергей Науменко, не дает ответа, не заливается чудным звоном его колокольчик, не гремит разорванный в куски воздух...
Однако мир не без добрых людей. И на выручку к Сергею пришел читатель(или читательница) Kseniya Ter.
- Думаю гениальность черного квадрата в том, - пишет мне Kseniya, - что автор поймал и отобразил суть современной для него эпохи. Время когда рушились идеалы, бывшие семинаристы становились революционерами, иконы со стен снимались. А что повесить в красный угол вместо икон, равнозначное по смыслу? Вечность, великое ничто.... черный квадрат это и надежда на что-то новое и одновременно черная безысходность.... в белом и красном квадрате не читается вселенная, есть чистота, энергия созидания.... крест сам по себе символ уходящего на тот момент... а черный квадрат стал, как мне кажется, идейной заменой иконы.
Красиво излагает Kseniya Ter. Однако по мне, так это просто набор слов, не имеющий определенного смысла. Поменяйте местами красный и черный, квадрат и круг - ничего не изменится. Вот так, например, чем хуже?
"А что повесить в красный угол вместо икон, равнозначное по смыслу?Вечность, великое ничто.... красный квадрат - это и надежда на что-то новое и одновременно победа над черным прошлым.... В белом и черном квадрате не читается рождение нового мира. Красный - это чистота, энергия созидания.... Крест сам по себе символ уходящего на тот момент... А красный квадрат стал, как мне кажется, идейной заменой иконы...."
Кто-то скажет, мол, что тут взять со старпера и ватника? Куда ему со свиным-то рылом в культурный ряд? Ну, нет, знаете ли, тут вы будете неправы. Я люблю искусство. Когда мы с женой были в Испании, то ездили в Мадрид, в музей Прадо, посмотреть старых мастеров. Когда путешествовали на автомобиле по Европе, специально на три дня приезжали во Флоренцию, чтобы ощутить дух великого Леонардо да Винчи и Микеланджело.
Я пытаюсь понять современное искусство. Хочу тоже приобщиться и проникнуться. В Берлине ходили с сыном в музей современного искусства. В Эрмитаже и Пушкинском музее мои любимые залы - это импрессионисты.
У меня дома несколько работ замечательного нижегородского художника-авангардиста Петра Засухина.
Вот спросил бы меня Сергей Науменко, что я думаю про "Коктебель" Петра Засухина? Я бы ответил, что глядя на эту акварель я вижу солнечный день, раскаленный песок, молодое виноградное вино, полуденный зной, от которого плавится даже стекло...
А что вижу, глядя на "Ченый квадрат"?
За 300 лет до Казимира Малевича черный квадрат на холсте нарисовал английский философ Роберт Фладд. Он назвал свою работу "Великая Тьма". Вот и я вижу тут тьму и ничего более. Более внимательным и острым на язык наблюдателям удается разглядеть больше. В 1882 г. французский художник Альфонс Алле нарисовал черный прямоугольник. Он не замахивался на великое и вечное, поэтому свою работу назвал просто - "Битва негров в пещере глубокой ночью".
А "Черный квадрат " Малевича некоторые острословы называют "Негры ночью воруют уголь".