Найти тему
Валерий Грачиков

Первую успешную торпедную атаку в истории провели русские моряки. Вот как это было

В 1877-1878 году Россия сцепилась с Турцией в очередной войне, на этот раз за освобождение балканских народов - братушек болгар и сербов. На суше война в целом шла успешно, несмотря на затянувшуюся осаду Плевны, турок разгромили, на Шипке было «все спокойно», хотя на самом деле не очень. И в общем-то закончилось все тем, что армия почти дошла до Константинополя.

На море дела обстояли сложнее. Дело в том, что после Крымской войны Россия по условиям Парижского трактата не имела военного флота на Черном море. Потом это условие было денонсировано после разгрома Франции в франко-прусской войне. Но корабли надо было еще построить. Поэтому Русско-турецкую войну Черноморский флот вел в условиях, когда приходилось использовать то, что есть. А имелось в наличии следующее – крейсера, переделанные из вооруженных коммерческих пароходов и броненосцы береговой обороны – «поповки», возможности которых были, скажем так, ограничены.

Одним из офицеров, воевавших на Черном море, был лейтенант Степан Осипович Макаров - относительно молодой и энергичный офицер. Впрочем, там были и другие, не менее интересные и боевые молодые люди, например, лейтенант Скрыдлов, командир минного катера с прекрасным названием «Шутка». Эта «Шутка» очень мило «пошутила» с турками, когда днем пошла в минную атаку на турецкий колесный пароход. Днем это было первый раз в мировой истории. Сама атака закончилась неудачно, потому что взрыватель у шестовой мины не сработал. Скрыдлов в том деле был тяжело ранен, но поправился и был награжден орденом Святого Георгия IV степени.

А. П. Боголюбов. Дело Скрыдлова. 1878 год
А. П. Боголюбов. Дело Скрыдлова. 1878 год

Вернемся к Макарову. Все-таки Степан Осипович как-то больше известен. Ему поручили командование переделанным в боевой корабль пароходом «Великий князь Константин».

На бывшем пассажирском корабле появились пушки. Но самое главное не это. А то, что «Великий князь Константин» стал чем-то вроде плавбазы для четырех минных катеров «Наварин», «Минер», «Синоп», «Чесма». Катера были совершенно разными, ни о каких стандартах говорить вообще не приходилось. Для повышения скорости «Великий князь Константин», что называется, «допиливали напильниками» по чертежам Макарова. Да, мои читатели, он был не только и не сколько боевым офицером, сколько еще и талантливым инженером. И все это собралось вместе.

Итак, русские моряки Черноморского флота активно использовали новое оружие – мины. Тут надо сказать, что этот вид оружия появился совсем недавно и использовали их весьма рискованным способом: на минном катере подводили на шесте мину к вражескому кораблю. Длина шеста – не то, чтобы большая. То есть был большой риск того, что сработавшая мина не пожалеет не только врага, но и катер, который доставил ее до места использования. Плюс огонь с вражеских кораблей. В общем-то – дело было рискованным, поэтому удивляться тому, что лейтенанта Скрыдлова наградили высшим орденом империи за атаку, закончившуюся не полной победой, не стоит. Риск там был огромный.

«Высокие технологии» на шестах давали не самый хороший результат. Не всегда срабатывали мины. Да и попробуй, подведи ее к интересной цели, когда она прячется в гавани под защитой береговых батарей. А в море, попробуй, догони и не потони при этом. Тем не менее, были и успешные операции, например, повреждение монитора «Ассари Шевкет».

Айвазовский И.К. Минная атака катерами парохода «Великий князь Константин» турецкого броненосца «Ассари-Шевкет» на Сухумском рейде 12 августа 1877 года.
Айвазовский И.К. Минная атака катерами парохода «Великий князь Константин» турецкого броненосца «Ассари-Шевкет» на Сухумском рейде 12 августа 1877 года.

Поэтому активно искали и другие виды нового оружия. Например, купили на заводе в Италии «мины Уайтхеда». Так в России назвали одни из первых торпед, изобретенные австрийским инженером английского происхождения Уайтхедом. В качестве торпедных аппаратов для пуска этих «мин» использовали самодельные деревянные футляры, закрепленные под днищем катеров.

И вот из таких самодельных конструкций непонятной надежности ночью с 13 на 14 января 1878 года и удалось провести успешную атаку. «Великий князь Константин» подошел к рейду Батума. Там был обнаружен стоящий отдельно турецкий корабль.

В атаку пошли два катера «Чесма» и «Синоп». Так как предыдущая атака в декабре 1877 года оказалась неудачной – «мины» (на самом деле торпеды) прошли мимо цели, то пуск производили с расстояния если и не «пистолетного выстрела», то уж с минимального точно – «мины Уайтхеда» пустили буквально с 30-40 метров. Чтобы уж наверняка.

Л. Ф. Лагорио "Потопление катерами парохода "Великий князь Константин" турецкого парохода "Интибах" на Батумском рейде в ночь на 14 января 1878 г.
Л. Ф. Лагорио "Потопление катерами парохода "Великий князь Константин" турецкого парохода "Интибах" на Батумском рейде в ночь на 14 января 1878 г.

Через несколько секунд раздался «большой бадабум». На воздух взлетел не очень большой корабль – канонерка «Интибах», вооружение которой составляли три пушки. Русские катера благополучно вернулись на плавбазу. И тут не очень важно то, какой конкретно корабль удалось потопить. Важно то, что это была ПЕРВАЯ успешная торпедная атака в истории войн на море. И хоть она и не то, чтобы сильно повлияла на исход войны, но наглядно показала, куда двигаться дальше.

Степан Осипович Макаров сделает еще много полезного для русского флота. Но нельзя не отметить, что его жизнь роковым образом оказалась навсегда связана с минами. И в рассказе о его успехе нельзя не упомянуть и другую историю.

31 марта 1904 года он, будучи командующим Тихоокеанской эскадрой, распорядился срочно вывести свой флагман «Петропавловск» с рейда Порт-Артура, так как наметилась перспектива боя с кораблями японской эскадры. Бой не состоялся, потому что «Петропавловск» зашел специально подготовленное японцами минное поле и угодил на японскую мину. Взрыв уничтожил линкор, адмирала Макарова, художника Верещагина и еще много хороших людей.

-5

Удивительно, но спасся великий князь Кирилл Владимирович Романов. Наверное, для того, чтобы сделать из династии Романовых посмешище в эмиграции.

Почему опытный и хорошо разбирающийся в минных постановках Макаров не распорядился предварительно протралить фарватер, которым шел «Петропавловск» - не поймет, наверное, никто и никогда. Можно только строить теории, в которых, к слову, нет недостатка. А в результате получилась одна из тех точек невозврата, которые вели Россию прямым курсом к поражению в русско-японской войне. Но это – уже совсем другая история.

-----------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.

Мои статьи и видео доступны также во «ВКонтакте » на YouTube , в Инстаграм