Найти тему

Пытки ФСИН и сила одного рапорта. Почему самая закрытая структура живет по законам 37-го года?

Оглавление

Тема пребывания людей в СИЗО и исправительных колониях часто в топе обсуждений. Как только в сети появляются жуткие кадры, снятые из этих мест лишения свободы, сразу задается вечный вопрос - “Что делать и как на это повлиять?” Вчера из тюменской колонии прилетела весточка: журналисты показали видео с осужденным, которого засунули в мешок с пакетом на голове. Зрелище шокирующее. Но ФСИН назвала это «розыгрышем приятеля», не найдя нарушений.

Оставим за рамками логичность такого оправдания. Думаю, не новым будет утверждение, что исправительная система - самая закрытая и консервативная в вертикали наших правоохранительных органов. Никто толком не знает, что происходит за стенами в камерах, никто не в курсе, как этапируют людей в так называемых “столыпинских вагонах”, туда нет доступа посторонним. И если в СИЗО есть какая-то условная безопасность, то после вынесения приговора заключенный остается один на один с возможными пытками и моральными страданиями.

Моя позиция, что заключенные заслуживают только того наказания, которое предписано им законом. Они не заслуживают самоуправства, издевательств. Разве стоит пренебрегать элементарными человеческими принципами и относиться как к нелюдям? Нет. Насилие многими воспринимается как норма и поэтому остается за кадром. Мы видим лишь малую вершину айсберга.

Эта действительность, далекая от гуманизма, и с ней надо бороться.

Как? Нужна реформа, скажут многие. Но ломать не строить, да и ФСИН неохотно меняется, со скрипом.

Нужно не просто тратить миллиарды на установку глушилок, которые якобы исключат возможность организации черных колл-центров (об этом я подробно писал в другой публикации), нужно повсеместно внедрять установку камер видеонаблюдения в колониях и прочих местах пребывания заключенных. Важно, чтобы руководство и надзирающие органы, прокуратура по надзору за исправительными учреждениями имели беспрепятственный доступ к видеоматериалам. Это их компетенция.

Вот еще один живой пример, почему нужны камеры. Сейчас главная действующая единица в контроле - рапорт. Формально, это всего лишь отписка,бюрократия, порой не подтвержденная ничем, так сказать, взятая на честном слове (или не очень честном). Перепроверить данные, что в рапорте, порой не представляется возможным.

В итоге по одному только рапорту, написанному сотрудником, из человека спокойного, можно сделать лицо крайне опасное - надо всего лишь написать, что он якобы склонен к побегам, агрессии. И уже на практике ужесточить условия содержания, организовывать внезапные проверки, надеть наручники, направить в штрафной изолятор, что психологически очень сложно принять. А дальше никакого УДО, никаких послаблений, слом психики. Такого рода состряпанные рапорты должны подвергаться жесткому анализу, критике, апелляции. Но, где взять доказательства? Независимости нет. И поэтому это все пока повсеместно.

А как вы думаете? Что во ФСИН нужно менять?