Добрый день!
Многие крупные заводы, а иногда и не очень крупные, гордятся своей историей и хотят подчеркнуть это созданием специальных галерей, в которых представлена продукция из разных эпох. Посчастливилось посетить такую историческую часть Экспокомплекса на Ростсельмаш.
Еще по дороге на экскурсию на площади Комбайностроителей нас встречает Памятник трудовой славы ростовских комбайностроителей. Сегодня это комбайн Ростсельмаш TORUM.
В момент, когда я там был, экспонаты находились не совсем на своем месте. Готовится большая крытая экспоплощадка, где и будут в дальнейшем представлены экспонаты, а также будут проводиться различные мероприятия. А сейчас историческая часть Экспокомплекса в несколько урезанном виде из-за дефицита свободного пространства находится около въезда на территорию. Что же мне удалось увидеть?
Строительство Ростсельмаша началось весной 1926 года, а датой основания считается 21 июля 1929 год, когда первые пять цехов были введены в эксплуатацию. Тогда завод получил название Сельмашстрой. Даже на заводском заборе сохранились таблички с нанесенной аббревиатурой "СМС" .
И первой продукцией завода были нужные в то время сельхозоборудование для работы в поле и орудия с конной тягой.
Эти и другие простые средства механизации сельского труда производились здесь до 1941 года.
В первые годы жизни Ростсельмаша, как понимаете, комбайнов не было. Но нужно сказать, что работы по их разработке уже велись.
Первым опытным образцом комбайна завода стал "Колхоз". К сожалению, в экспозиции его не было.
С дальнейшим совершенствованием конструкции появился серийный прицепной комбайн с важным названием "Сталинец-1". По настоящему универсальный комбайн, способный убирать различные культуры. В 1937 году он получил международную награду в Париже — диплом «Grand Prix».
Прицепные комбайны перемещались за счет тяги трактора, тем не менее у каждого был свой собственный двигатель, ответственный за работу самого комбайна (молотилки и т.д.).
Следующие поколения комбайна "Сталинец", также представлены в исторической части.
После смерти Сталина стало не принято называть технику в его честь, поэтому после "Сталинец-6" следующим в линейке стал РСМ-8.
Комбайны были выдающимися для своего времени, значительно сокращали трудозатраты. К одному трактору можно было прицепить сцепку из двух прицепных комбайнов.
РСМ-8 был последним прицепным комбайном завода, дальше идет эпоха самоходных машин. К сожалению, не для одного из прицепных комбайнов, представленных в экспозиции, не сохранилось жатки. Они должны были быть установлены по правой стороне комбайнов.
Самоходный комбайн СК-3 был впервые поставлен на серийное производство в 1958 году. Об этом комбайне му уже писали, вот ссылочка:
Первый самоходный комбайн Ростсельмаша. Путь к самоходным машинам
Дальнейшее развитие комбайна СК-3, это СК-4, более производительная машина.
Ну и СК-5 Нива, этот комбайн уж точно известен почти всем. На нем тоже не будем заострять внимание, уже достаточно много о нем сказано.
Последний экспонат исторической части Экспокомплекса, не менее известный ДОН-1500.
Этот комбайн тоже отправлялся на испытания в Канаду, об этом в статье по ссылке:
«Я должен увидеть это чудовище!" Как американцы оценили в начале 90-х наш комбайн ДОН-1500
Здесь на музейной части мы ставим точку.
А впереди нас ждет целый день в компании Ростсельмаш! Анонсируем знакомство с производством, трактором RSM 2375 и комбайном Torum 785 с системой автономного управления. Следующие статьи уже готовятся, поэтому подписывайтесь и ожидайте следующих публикаций.
На этом всё, до скорых встреч!!!