Лет тридцать назад я ехал в поезде с одним знакомым мне шахматистом (к сожалению, он уже умер; хороший был человек) и играл с ним в шахматы. Играли мы быстро, сыграли много партий. Две из них были очень короткими и завершились дебютной катастрофой для моего противника. Я играл белыми.
Здесь я вспомнил, что видел много раз, как мой соперник выбирал этот челябинский вариант и раньше. Самому мне как-то не приходилось играть против него этот вариант. И я подумал: "Что-о? У нас появился Свешников районного разлива? Не потерплю! Надо поставить этого новоиспечённого "теоретика" на место, показав ему, что я сильнее его и в этом случае и чтобы он "в моём присутствии так не выражался" - не играл против меня челябинский вариант!"
Во всех партиях противники моего соперника в данной позиции играли Сс1-g5. Вот я и подумал: "Выберу здесь иной вариант. Скорее всего, наш доморощенный «Свешников» сразу поплывёт и этого одного мне уже будет достаточно, чтобы расставить все точки над "і"".
До этого хода мой соперник играл не задумываясь. А вот здесь остановился и задумался на одну-две секунды. Выбора у чёрных нету. Нельзя не бить белого коня на d5. Над чем же он тогда думал? Значит, данная позиция для него была мало знакома. Я обрадовался. Скоро мой "теоретик" выдохнется и поплывёт на собственной тяге.
Здесь во второй раз в этой партии задумался мой соперник. Задумался уже раза в два дольше. На две-три секунды. Да, здесь уже у чёрных есть выбор: либо Кс6-b8, либо Кс6-е7. Наверное он так быстро сыграл потому, что подумал: "Что? Назад в конюшню? Ни под каким видом. Я ещё ничего плохого не сделал, чтобы отступать. Значит, надо играть Кс6-е7."
В этой позиции я вспомнил, что когда-то давно видел партию, в которой после с2-с3 у чёрных возникли сквозняки по диагонали а4-е8. Поэтому я решил: "А давай-ка я проверю нашего "Свешникова" на ветроустойчивость."
В этот момент я подумал так: "Да-а. Все слабые шахматисты всегда так играют. Подберётся случайно к их лагерю какая-то одинокая фигура соперника и они сразу её начинают прогонять подальше от себя. Ну, и что тебе, деревенщина, от бедного животного нужно? Конь сам по себе ничего тебе плохого сделать не может и в конце-концов сам и уйдёт, потратив на это драгоценное время. А если кто-то попытается прийти ему на помощь, - тогда и прогонишь".
Ну, так я думал в тот момент, хотя после хода а7-а6, позиция чёрных уже очень тяжёлая. Самый лучший ход в этом положении Кре8-d7. Очень красивый ход! Чёрный король лично защищает себя и всю чёрную армию от блиц-крига белых расистов. Ну, после этого ещё долго можно было бы стоять на коленях. Кстати, ход Кре8-с7 я не видел ни во время партии, ни после неё. Его мне показал компьютер, когда я сел писать этот пасквиль.
"Н-да, - подумал я после хода чёрных Сс8-d7, - Я что-то намудрил. Конь b5 связан и придётся мне платить по счетам. Пошёл по шерсть, а вернулся стриженым."
Впрочем… впрочем, пока я это размышлял, вы, я думаю, уже нашли мат чёрному королю в один ход. Поздравляю вас. В данной позиции вы разобрались быстрее, чем я. Мой коэффициент Эло был примерно 2300. В моего соперника - 2200. Все мы, люди, ошибаемся. Нет такого шахматиста, который бы не делал грубые и грубейшие ошибки. Отличаемся мы между собой только частотностью ошибок. С этой точки, - да, - очень сильно отличаемся.
... ... ... ...
И вот, через одну партию опять я играл белыми. И опять был челябинский вариант. И опять вместо основного продолжения Сс1-g5 я сыграл Кс3-d5.
И опять, как и в первой партии, мой соперник на одну-две секунды задумался, а дальше уверенно сыграл:
И в этой позиции мой соперник тоже, как и в первой партии, задумался на пару секунд и сыграл уверенно Кс6-е7. Всё его тело в этот момент как будто бы говорило: "Позиция теоретическая. Я ещё ничего не сделал, чтобы проиграть партию". Да, пока-ещё не сделал.
Всё в этой второй партии повторяется как и в первой партии. Здесь мой соперник задумался в третий раз. (И в последний!) Конь b5 сильно нагадил ему в первой партии. И вот он решил прогнать эту скотину другим путём.
Я в этот момент опять сплоховал. Я подумал, что таки не зря мой соперник зубрил книгу Свешникова и поэтому быстро разобрался в данной позиции и за доской нашёл усиление. Чувствуется таки порода (кабинетные знания).
Ну, пока я, кандидат в мастера, это думал, вы, я думаю, уже нашли мат в один ход и только из вежливости не перебивали мои "глубокомышленные" размышления. Чёрные получили мат на ход раньше, чем в первой партии.
... ... ... ...
Вот такие две партии были мной сыграны в блице в тот вечер. Давно-давно я бы забыл о них или считал их ничем не интересными, если бы... если бы после этой второй партии мой соперник в тот вечер не перестал играть со мной челябинский вариант. Вот это меня и развеселило. Челябинский вариант был отправлен моим соперником на ремонт, как будто мы играли матч на первенство мира. Такого триумфа я больше никогда не добивался в своей шахматной жизни.
... ... ... ...
А дальше что было? Дальше было грустное для меня. Мы ещё много раз играли челябинский вариант. Я всегда прыгал конём с3 на d5, а мой соперник всегда отскакивал конём с6 на е7. А потом конь е7 прыгал на f5. Когда я в первый раз увидел чёрного коня на f5, то подумал: «Вау! Да я его сейчас порву как Тузик грелку! Чтобы держать на этом выдвинутом поле коня, за ним нужно смотреть в оба глаза и поэтому на этом дельце я смогу заработать не плохой капиталец. Я заставлю моего соперника вместо хода Кс6-е7 играть Кс6-b8. Не хочет? - заставлю! А не захочет возвращаться конём назад в конюшню, то и вариант Свешникова против меня не сможет играть! И даже, виноват, "допинг" я стал использовал, чтобы этот мой такой шикарнейший план увенчался успехом, - я стал заглядывать в монографию Свешникова.
Увы и ах! Как я не старался, но конь упрямо лез на f5, а я ничего из дебюта выжать так и не мог, хотя, повторяю, попыток это сделать у меня было предостаточно и плюс имел фору в 100 пунктов Эло.
Ну, тешу себя тем, что один вечер я всё же таки был абсолютным диктатором.