Найти тему
Rafael_ai_da_Kazan

Как стать машинистом поезда в метро?

Оглавление

Машинист метрополитена может устроиться на работу в любом крупном городе. Если мечтаете путешествовать с гарантированным трудоустройством, почему бы и не попробовать?

Что нужно для того, чтобы освоить эту специальность, рассказываю в преддверии Дня защитника Отечества. Почему? Узнаете ниже.

Зоркий глаз, крепкие нервы, быстрая реакция и живой ум. Думаете, это качества суперагента? Нет. Это требования для машиниста .
Зоркий глаз, крепкие нервы, быстрая реакция и живой ум. Думаете, это качества суперагента? Нет. Это требования для машиниста .

Зоркий глаз, крепкие нервы, быстрая реакция и живой ум. Думаете, это качества суперагента? Нет. Это требования для машиниста метрополитена. Раньше я думал, что объявления о приеме на работу в эту организацию постоянно висят из-за текучки кадров. Требования простые: иметь образование не ниже 11 классов и быть годным по состоянию здоровья. Но по факту из десятков кандидатов принимаются 1 или 2. Рассказываю историю человека, который прошел 4 круга ада.. Ой, испытаний. Он пытался устроиться машинистом в метрополитене в СПБ в начале 2021 года.

История от первого лица:

1 круг испытаний. Знания.

При поступлении в Техническую школу проверяют знания по физике и математике.
При поступлении в Техническую школу проверяют знания по физике и математике.

Несмотря на простые требования, сразу в кабину вас никто не пустит. Надо отучиться 7 месяцев на курсах в Технической школе (3,5 теория + 3,5 практика). Чтобы поступить туда, нужно сдать тест. В нем оцениваются знания по физике, математике и скорость ответов на вопросы. У меня высшее образование по специальности радиосвязь и опыт работы на космодроме. Когда спросил, что будет в тестах, может подучиться; мне ответили: “Мы проверяем базовые знания, так что идите”. Я схитрил: взял у знакомого машиниста конспекты с обучения (9 толстых общих тетрадок). Не зря. Было много новой специфической для меня информации. В общем, тесты я сдал.

2 круг. Медкомиссия.

Хирург, невролог, стоматолог, отоларинголог, терапевт, окулист, психолог, ЭКГ  - это лишь часть медкомиссии будущего машиниста.
Хирург, невролог, стоматолог, отоларинголог, терапевт, окулист, психолог, ЭКГ - это лишь часть медкомиссии будущего машиниста.

Проверяют все, но зрение в первую очередь. Это логично. Машинист в темных тоннелях, с мигающим искусственным светом, в постоянном напряжении. Зрение должно быть 100%. Сразу скажу, именно это меня и подвело. В снайперы в военной академии брали, в метро - нет. Не хватило двух десятых. Правда, узнал я об этом на завершающем этапе, через месяц бесконечных тестов и медкомиссий.

Нагрузка на глаза у машиниста колоссальная: темные тоннели, мигающий свет и постоянное напряжение. Зрение должно быть 100%.
Нагрузка на глаза у машиниста колоссальная: темные тоннели, мигающий свет и постоянное напряжение. Зрение должно быть 100%.

Из странностей. При проверке зрения в глаза закапывают капли, от чего расширяются зрачки. Вблизи не видишь вообще ничего. Эффект держится несколько часов, добираться домой весело. Попасть ключом в кнопку домофона или замочную скважину - mission impossible . На случай, если остановит полиция, выдают официальную справку. Мол не наркоман человек, просто в метро работать хочет.

Еще нужно пройти велоэргометрию (это как Джеймс Бонд: весь в датчиках и крутишь педали или бежишь по дорожке). А еще будут анализы, хирург, стоматолог (!), невропатолог и много других специалистов.

3 круг. Психологи.

У каждого соискателя свой психолог. Машинист убирает тела самоубийц с рельс, отвечает за жизни миллионов людей и соблюдение графика. Опоздал ты - сбивается вся система.
У каждого соискателя свой психолог. Машинист убирает тела самоубийц с рельс, отвечает за жизни миллионов людей и соблюдение графика. Опоздал ты - сбивается вся система.

Психологов ты проходишь отдельно, потом и они ходят с тобой по разным испытаниям. Смотрят на поведение, задают вопросы и оценивают (и снова тесты, тесты...). Крепкие нервы для машиниста, действительно важно. Он отвечает за жизни людей, убирает с рельсов тела самоубийц (а это не такая уж редкость на самом деле), движение состава нельзя задерживать больше, чем на 30 секунд. Важна постоянная концентрация и высокая скорость принятия решений.

Из необычностей. Тест на внимательность и умение концентрироваться. 2,5 часа нужно смотреть в черный экран. За это время три раза мелькает белая точка, и нужно в этот момент успеть нажать на кнопку. Если ошибся 2 раза - не сдал. Перед испытанием у тебя спрашивают номер телефона (и усердно звонят, пока ты сидишь перед экраном. Я насчитал 8 пропущенных). Кроме того, сзади стоят два человека, которые громко разговаривают. Правда, при мне сняли одного из участников, так как он начал засыпать.

4 круг. Морг.

Часть кандидатов отсеивается, как только узнает про испытание в морге.
Часть кандидатов отсеивается, как только узнает про испытание в морге.

Машинист должен за 15 мину убрать с рельсов тело самоубийцы, вызвать бригаду скорой помощи, а после продолжить смену. Потому день в морге - часть испытаний. Ты находишься там с утра до вечера, не просто смотришь, но и трогаешь тела. В общем, есть потом долго не хочется. Наверное, самая тяжелая часть испытаний. Многие уходят, когда только про нее узнают.

5. Финал.

Питерское метро красивое. Интересно, успевают ли машинисты обращать внимание на красоту?
Питерское метро красивое. Интересно, успевают ли машинисты обращать внимание на красоту?

Итак, после месяца испытаний нашего соискателя забраковали по зрению. Но позже пригласили в РЖД (чтобы финал не был таким грустным). Наверное, столь строгого отбора как в метро, нет даже у секретных агентов. Потому машинистов можно смело называть Защитниками Отечества с большой буквы. Стоит ли работа в метро таких испытаний? Это уже отдельная тема. Но возможно, эта личная история поможет кому-то сразу оценить свои силы, морально подготовиться и грамотно распорядиться, как минимум, месяцем из своей жизни.

#работа в метро #метрополитен #санкт-петербург #машинист поезда #работа