Найти в Дзене

"Вишневый сад". Анализ действия 4 - Отъезд Раневской

Если первое действие происходило в мае, во время цветения вишни, то в конце пьесы - октябрь.
Интересная деталь в вводной ремарке к 4 действию - это возврат к "декорации первого акта". В финале действия прозвучит, что и температура на улице такая же, что была в первом акте, в день приезда Раневской из Парижа - "минус три мороза". Это позволяет говорить о кольцевой композиции в произведении.
Та же
Оглавление

Анализ 3 действия

Если первое действие происходило в мае, во время цветения вишни, то в конце пьесы - октябрь.

Интересная деталь в вводной ремарке к 4 действию - это возврат к "декорации первого акта". В финале действия прозвучит, что и температура на улице такая же, что была в первом акте, в день приезда Раневской из Парижа - "минус три мороза". Это позволяет говорить о кольцевой композиции в произведении.

Та же декорация, та же температура воздуха,что вначале - так подчеркивается, что дом вновь остается без хозяйки. Она опять покидает Родину, и становится опять холодно.

Только вот деревья, которые так пышно цвели в первом действии, теперь вырубаются по воле Лопахина.

Народ приходит прощаться со своей бывшей хозяйкой, и та отдает им свой кошелек, за что Гаев ее укоряет.

Раневская явно чувствует свою вину пред людьми, остающимися без ее покровительства, практически на улице. Без места в жизни остается бедная Шарлотта, ее устройством обещает заняться Лопахин. Он же пристраивает и Епиходова в этом же имении управляющим.

Любовь Андреевна пытается пристроить и Варю - выдать за Лопахина, но тот так и не делает предложения гордой девушке. Хотя у них и много общего (оба все время жалуются, что не могут жить не работая), на самом деле между ними нет общения, нет взаимопонимания. Вспомним, как Варя не приняла сообщения о том, что Лопахин купил имение, и демонстративно бросила ключи на пол.

Сама сцена, в которой Лопахин собирается сделать предложение, но в итоге не может, выглядит трагикомично. Мы понимаем, что между этими людьми нет настоящего душевного тяготения.

Оба героя это чувствуют, и Варя роняет фразу будто бы по теме погоды -"Да и разбит у нас градусник", а на самом деле это значит, что им просто не о чем говорить, все между ними "разбито" (пример чеховского подтекста). О каком браке может идти речь?

Единственный человек, который только радуется и продаже имения, и вырубке сада - это лакей Яша.

Для него, как для типичного невежественного обывателя, вся Россия - это сплошное "невежество". Что здесь делать? Надо быстрее уматывать за границу! Поэтому он не обращает внимания на тоску любящей Дуняши:

Насмотрелся на невежество — будет с меня. (Пьет шампанское.) Что ж плакать? Ведите себя прилично, тогда не будете плакать.

Надо ли говорить о том, что для Чехова Яша - пример недо-человека.

Тема свободы человеческой души

Интересный диалог происходит между Лопахиным и Трофимовым.

Сначала они подзуживают друг друга, при этом незаметно переходя на ты и на взаимные уколы. Но внезапно Трофимов признается, что "как-никак" любит Лопахина:

"У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа..."

И сразу происходит перелом в беседе - Лопахин тронут и вновь переходит на вы, беседа становится человечной и доверительной. Лопахин даже предлагает Пете деньги - для купца это единственный способ, которым он всегда в пьесе выражает свою любовь. Но Трофимов не принимает предложенную Лопахиным помощь, поскольку она означала бы унизительную зависимость:

Дай мне хоть двести тысяч, не возьму. Я свободный человек. И все, что так высоко и дорого цените вы все, богатые и нищие, не имеет надо мной ни малейшей власти, вот как пух, который носится по воздуху. (...) Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!

Проблема свободы передается и через образ Фирса, человека, который, наоборот, в отличие от Трофимова, добровольно выбрал рабство. Отмена крепостного права для него была "несчастьем", поскольку упразднила старый порядок. С тех пор, по мнению Фирса, "все враздробь". Его образ перекликается с образами попа и помещика в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо", которые тоже горевали об утрате старого порядка.

Фирс

И фраза Фирса из первого действия о том, что его барыня приехала, "теперь и умереть можно", станет вещей. Он действительно умрет теперь, во многом по вине своей доброй, безответственной, одновременно и виноватой, и абсолютно невинной барыни.

О том, отвезли ли Фирса в больницу, спрашивает Аня у Яши, во время сборов. Тот уверяет, что отвезли, хотя на самом деле не знает этого точно. Именно из-за Яши и Епиходова, их безалаберности, получается, что больного Фирса на самом деле оставили в какой-то пустой отдаленной комнате. А сами Варя или Раневская не удосужились этого проверить.

История с Фирсом получилась в каком-то смысле как у Некрасова в отрывке про Якова верного, холопа примерного. Конечно, Раневская - это не жестокий помещик Поливанов. Она добрая, даже очень добрая барыня.

Но все равно для Любови Андреевны Фирс не значит настолько много, как она сама для него. В этом смысл параллели с Некрасовым. Верный слуга не очень-то важен для своих господ, о нем не столь сильно заботятся, как он сам о своих господах.

Так сделал ли Фирс правильный выбор, выбрав когда-то добровольно свою неволю и вечную рабскую преданность? Возможно, об этом он задумается, оставшись один на один со смертью в заколоченном доме...

И сопровождает одиночество Фирса в опустевшем доме все тот же звук лопнувшей струны, "точно с неба", "замирающий, печальный", что был во втором действии. Тогда Фирс сказал, что подобные звуки были перед отменой крепостного права. Они означали порвавшуюся связь времен. А теперь что они значат?

Окончательное разъединение слуг и господ? Провал в пустоту? Провал в неизвестность, в новую, тревожную действительность...

Заканчивается пьеса символическими звуками топоров, которые вырубают старый вишневый сад. Этот сад - символ чего-то очень прекрасного, бесспорно, но также и символ веков крепостничества, о чем говорил в пьесе Петя Трофимов.

И потому-то радикально иное будущее кажется радостным Ане и Трофимову, молодым и любящим друг друга. Так Чехов подчеркивает, что пьеса не должна выглядеть слишком печально, это все-таки комедия по его замыслу.