Большинство лесных индейцев, живших в регионе Вудленда (т.е. девственных лесах северо-востока Северной Америки) не ограничивали себя в потреблении пищи и не делали никаких запасов на зиму, кроме того, что оставляли в деревне закопанным в землю часть зерна на посев и расходились небольшими группками по лесным угодьям.
Разделение на маленькие группы повышало шансы на выживание, так было легче добывать себе пропитание, ведь животные становятся очень пугливы и осторожны вблизи человеческого жилья и стараются покинуть районы, где на них часто охотятся и беспокоят. В основном индейцы не голодали, но часто были целые недели или месяцы, когда было невозможно добыть дичь из-за погодных условий.
Тогда в дело вступали индейская философия и мировоззрение. Урок индейских понятий о Сути происходящих вещей был дан зимой 1758 года Джеймсу Смиту, молодому колонисту, попавшему в плен в 1755 году и усыновленного семьей индейцев канаваке (канадских могавков).
Случилось, так что он остался зимовать с пожилым индейцем Текогретанего и его маленьким сыном Нунгани на речке Олеганти в современном штате Огайо. Текогретанего был славным воином и охотником, но страдал ревматизмом из-за холодной погоды, поэтому на охоту ходил один лишь Смит.
Все было хорошо, пока в феврале не выпал мокрый снег, который тут же сковало морозом. Скрипучий, трескающийся наст не давал приблизиться к оленям на действительный выстрел из гладкоствольного ружья, "а так как медведя и бобра здесь было мало, мы полностью лишились продовольствия". Зимовщики стали голодать.
После двух дней безуспешной охоты, Смит вернулся на зимовье, едва не падая от голода и усталости. Текогретанего велел собрать своему сынишки кости лисицы и дикой кошки (плоды от предыдущих охот за мехами), которые вокруг стоянки разбросали вороны и канюки и сварить из них бульон. Смит поел, покурил и ему стало лучше и тогда старый индеец сказал ему следующие слова.
Урок старого индейца
Он сказал, что хочет рассказать мне кое-что важное, если теперь я внимателен и готов его услышать. Я ответил ему, что я готов. Текогретанего сказал, что причина, по которой он откладывал свое выступление до сих пор, заключалась в том, что немногие люди находятся в правильном настроении, чтобы слушать хорошую речь, когда они чрезвычайно голодны, поскольку тогда они обычно нервничают и расстроены.
Но поскольку вы, кажется, наслаждаетесь спокойствием и безмятежностью ума, сейчас я сообщу вам мысли своего сердца и те вещи, которые, как я знаю, правдивы.
Брат, поскольку ты жил с белыми людьми, у тебя нет преимущества нашего знания о том, что верховное существо, живущее наверху, кормит свой народ и дает ему мясо в положенное время. Мы, индейцы, часто отсутствуем дома, но тем не менее мясо поставляется нам самым чудесным образом и это делается столь часто, что совершено очевидно, что это дело рук великого Ованейо*.
- Ованейо - верховное существо, Великий Дух.
Белые люди владеют большими стадами домашнего скота, который они могут убить, когда захотят, а их амбары и хлевы полны зерна, и поэтому они лишены возможности увидеть и узнать, что их поддерживает правитель Неба и Земли.
Брат, я знаю, что ты сейчас боишься, что мы все погибнем от голода, но у тебя нет оснований боятся. Брат, я был молод, но теперь уже стар - я часто попадал в те же обстоятельствах, в которых мы сейчас, и это случалось время от времени почти в каждый год моей жизни. Тем не менее, до сих пор я всегда имел поддержку и мои желания исполнялись в нужное время.
Брат, Ованейо иногда заставляет нас испытывать нужду, чтобы научить нас нашей зависимости от него и дать нам понять, что мы должны любить его и служить ему, а также, чтобы узнать цену милостей, которые мы получаем, и чтобы мы были более благодарны за оказанную помощь.
Брат, будь уверен, что ты будешь обеспечен пищей, и как раз в нужное время, но ты должен продолжать усердно использовать все средства - ложиться спать, вставать рано утром и идти на охоту - быть сильным и упорным как мужчина, и Великий Дух укажет тебе путь.
На следующее утро Смит вышел на охоту, олени убегали от него, заслышав скрип наста, и когда он совсем отчаялся и уже собирался бежать прочь в направлении границы белых поселений, то напал на след небольшого стада лесных бизонов. Он сумел обогнать их и застрелить большую корову.
Я тут же разжег костер и стал жарить мясо, но не мог дождаться, пока оно будет готово - я ел его почти сырым. Когда голод утих, я начал с нежной заботой вспоминать о моем старом брате-индейце и маленьком мальчике, которых я оставил в ужасающем состоянии. Я поспешно собрал все, что смог унести, обезопасил от волков то, что у меня осталось, и вернулся домой.