В январе 2021 года исполнилось ровно 10 лет, как началась лётная карьера Чэнду J -20. За всё это время программа создания китайского истребителя 5-го поколения прошла путь от двух, причем довольно неказистых прототипов до нескольких десятков готовых серийных машин.
При этом удивляет не только количество, но и качество проработки изготовления самолётов. По крайней мере, визуально. Стоит отметить, что в этом они не уступают американским образцам. Но какой-либо достоверной информации об истребителе по-прежнему мало.
Китай по-прежнему, причем старательно хранит в тайне практически все данные по J-20. Однако стоит поговорить о его тактической роли.
Это малозаметная платформа большого радиуса действия, предназначенная для патрулирования и перехвата воздушных целей на крейсерской бесфорсажной сверхзвуковой скорости.
На это указывает аэродинамическая схема формы планера и номенклатура вооружения. Вероятнее всего в будущем этот функционал расширят и до работы по земле, так как состав бортового оборудования вполне это позволяет. Хотя здесь же отмечу, что узким местом является внутренний отсек для вооружения.
Некоторая неопределенность всё ещё остаётся - а может ли истребитель крейсерский бесфорсажный сверхзвуковой режим. Вполне может быть, но вряд ли больше 1,2 маха, причем только на определенных высотах.
Так же остается вопрос - достаточно ли малозаметен китайский флагман. Но учитывая все за и против, хотелось бы отметить, что китайцев эти показатели устроили. Недаром же они берегут истинные значения при помощи линзы Люнеберга.
Имеется довольно-таки спорное мнение о том, что схема утка не особо подходит под требования малозаметности. При этом деликатно умалчивается, что и традиционная нормальная схема в этом деле тоже не самый лучший вариант.
Но как бы то ни было видимо еще долгое время по китайскому J-20 вопросов будет всегда больше чем ответов.
В последнее время все чаще говорят о том, что Китай добился определенных успехов в производстве собственной силовой установки для истребителя. Разумеется, что на данный момент о конкуренции на равных речи быть не может.
Ведущие двигателестроительные компании США, Европы и России многими десятилетиями ведут непрерывную работу в этом направлении. Но судя по всему Китай уже способен делать двигатели аналогичные по характеристикам с теми, что устанавливались на истребители 4 поколения.
Серийные истребители J-20 совсем скоро перестанут или уже перестали оснащать российскими двигателями АЛ-31Ф и планирует полностью перейти на самую мощную модификацию двигателей собственного производства из линейки WS -10 с максимальной тягой на форсаже 14,5 тонн.
Вероятно, что часть этих машин будет оснащена соплом с управляемым вектором тяги. Сейчас оно активно испытывается на опытных самолетах, а его текущие возможности недавно продемонстрировала истребитель j-10 на одном из авиашоу.
Однако больше всего китайцы ждут другой двигатель WS-15. Ожидается, что именно с ним J-20 должен сполна раскрыть все за заложенные летно-технические данные.
Предполагается, что он будет обладать максимальной форсажной тягой в 18 тонн. Но наиболее важно здесь то, какую тягу он способен выдавать без использования форсажного режима.
И если это будут запланированные 10-11 тонн, то этого в теории должно хватить для сверхзвукового крейсерского полета на скорости около 1,5 махов и выше.
Но вот пока даже нет достоверной информации, какова же тяга с текущими двигателями WS-10. Оптимистичные прогнозы предрекают появление WS -15 на серийных самолетах не раньше 2025 года.
Не забывайте ставить палец вверх, подписываться на мой канал и оставлять комментарии.
Впоследствии все вышеизложенные действия очень помогут мне в продвижении моего канала. ЖМИ ПОДПИСАТЬСЯ