Традиционное событие в педагогической среде - Всероссийский конкурс "Учитель года» - запомнилось мне интересным диалогом Президента с победителем конкурса. Узнав, что лучший учитель 2020 года Михаил Гуров работает в «Лицее классического элитарного образования», В.В.Путин поинтересовался: зачем в название образовательного учреждения включено слово "элитарный" – не иначе, чтобы привлекать родителей, имеющих деньги.
Вот как он обосновал свою позицию:
"Но меня всё время смущают такие слова — «элитный», «элитарный». Почему нельзя просто — «Лицей классического образования»? Кто это придумывает у вас такие названия сложные, которые не радуют ухо нормального человека?".
Директор лицея Н.Логунова разъяснила причину использования данного слова в названии лицея:
"В данном случае элитарное — это заведение, которое воспитывает и выпускает интеллектуальную элиту. Это интеллигентные, умные, образованные дети, которые готовы служить своему Отечеству"
Михаил Гуров - лучший учитель 2020 года
Отдадим должное лучшему учителю года М.Н.Гурову, преподающему математику в ростовском лицее.
Он, безусловно, очень достойный человек и прекрасный учитель. Ему удалось стать лучшим среди 85 участников конкурса.
М.Гуров с успехом преодолел четыре конкурсных испытания: "Урок", "Методическая мастерская", "Мастер-класс” и "Классный час", обойдя своих, не менее подготовленных коллег, в профессионализме и креативности.
Лучшему педагогу был торжественно вручен главный приз конкурса - хрустальный пеликан.
Лучший педагог был назначен советником министра образования С.Кравцова.
Михаил Гуров предложил объявить 2023 год годом математики, и Президент поддержал эту инициативу.
Элитарное образование - лучшее для лучших?
Вопрос об элитарности образования стоит того, чтобы в нём немного разобраться.
Например, Михаил Гуров работает в элитарном лицее, где на высоком уровне обучает математике специально отобранных способных детей. А оказался ли бы успешным его опыт в общеобразовательной школе? В чём отличия программ элитарных школ от программ массовых школ? Кого легче учить: одарённых детей или учеников со средними способностями?
Почему-то мне вспомнился учитель физики из бывшего СССР, из Прибалтики, который собирал класс из двоечников со всей школы, и через некоторое время превращал их всех в отличников. Получается, что учитель разбудил "спящие" до поры способности.)))
Или вспомнился Н.Н.Дубинин - директор школы-интерната из Владивостока, работавший в 60-90-е годы прошлого века.
"...в результате именно этой работы восьмилетняя школа-интернат для детей из неблагополучных семей превратилась в элитное учебное заведение, куда в советское время стремилась устроить своих отпрысков вся владивостокская номенклатура и прочая профессура."
Элитность, элитарность и эгалитарность образования
Элитарное образование – лучшее образование, предназначенное для представителей элиты, формирующее элиту.
«Элитарное образование - это образование для узкого круга, предназначенное для выходцев из знатных («элита крови») и наиболее состоятельных семей (элита богатства)» (Г.К. Ашин)
Элитное образование – лучшее образование, предназначенное для самых способных учеников (часто - часть элитарного).
"Элитное же образование напротив, применимо к «такому типу высококачественного образования, которое носит открытый характер, т.е. им охвачены дети, отличающиеся высокими интеллектуальными способностями, выходцы из любых социальных слоев, классов, групп, где критерием отбора являются не знатность, богатство или связи, но именно интеллектуальные и иные качества личности, ее таланты» (Г.К. Ашин)
Эгалитарное образование – образование, доступное для всех слоёв населения.
Интересно высказывание академика А. М. Новикова по поводу элитарного образования:
«…часто говорят и пишут об элитарном образовании. При этом чаще всего имеются в виду платные школы, гимназии, вузы, где учащихся и студентов возят на автобусах, кормят чёрной икрой, освобождают от трудных предметов, например математики, и т. д. Но это вовсе не элитарное образование — это лишь способ воспитания новорусских хамов и бар».
Сторонники элитарного образования сегодня с очень вескими основаниями доказывают, что в образовании должно быть два коридора: один - для детей элиты и второй – для всех остальных.
Вполне закономерный путь путь по первому коридору " элитарный детский сад – элитарная школа – элитарный университет" - и в заранее обеспеченное место где-нибудь в управленческой сфере.
♥ Если слова «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» для вас не пустой звук – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!» ♥
Чтобы периодически подпитывать замкнутую систему элитарного образования "свежей кровью", часть потока из элитных школ направляется в этот же первый коридор.
При этом, всем ставится в пример, что человек своим упорством и интеллектом добился успеха, и смог оказаться в рядах элиты.
Мне больше по душе эгалитарное образование, доступное для всех и каждого.
Тем более, что, работая с дошкольниками, я выявила закономерность: в раннем детстве дети меньше отличаются своими способностями, чем своими стартовыми возможностями для образования. Их образовательные успехи очень сильно зависят от уровня жизни семьи, от заинтересованности семьи в образовании ребёнка, от уровня образования родителей, от возраста ребёнка, приступившего к общественному образованию.
А какое ваше мнение по проблеме элитарности/эгалитарности образования?
Если статья нашла отклик в Вашей душе, поставьте, пожалуйста, ЛАЙК! Посмотрим: сколько здесь нас - единомышленников!
Обязательно пишите КОММЕНТАРИИ! Они – лучшее средство развеять случайные сомнения.
Всем мира, добра, любви и семейного счастья!
►►► Эти статьи могут быть для вас также интересны: