Найти в Дзене
Тёмная Эстетика

Ju-On (Проклятие), кинофраншиза

Оглавление

Всем привет! Когда давно я написал, что пройдусь по японским фильмам ужасов. Была серия выпусков про кинофраншизу Звонка и было тогда в планах разобрать как минимум ещё 2-4 франшизы, но в итоге что-то всё остановилось и Звонок остался единственным. Но я всё же вернулся к этой теме. Звонок – наиболее важная франшиза японского хоррора, но помимо однозначно первого места у японского кинематографа есть ещё и однозначное второе место – Проклятие. Если совсем уж честно, то я откладывал начало написания этого выпуска из-за того, что знал насколько долго и сложно будет про всё это писать. Примерно так оно и оказалось: может не так долго как я думал, но это однозначно самый большой выпуск в истории канала! А если вам интересны выпуски про Звонок, то вот они: 1, 2, 3, 4.

Чтобы можно было разобраться в фильмографии Проклятий даже черт сломает ногу. Я когда-то решил посмотреть абсолютно все фильмы франшизы. За один 'марш бросок' с этим справиться не вышло. Настоящее проклятие, а не каталог фильмов! Но. Я всё же осилил почти все фильмы. Отцом франшизы является режиссёр и сценарист Такаси Симидзу (Такаши Шимицу). Я в шоке, поскольку только во время написания статьи я узнал, что тот фильм который я всегда считал первым, на самом деле уже третий. Вау... И даже тот, который самый первый, на самом деле не совсем первый, до его была ещё и короткометражка. Даже две. Кошмар. Эта франшиза реально проклята?

Наверняка хотя бы часть из вас ранее уже видела этот кард в качестве мема про женщину с множеством кошек. На самом деле, это кадр из фильма Ju-On: The Grudge (2002) и контекст там совсем иной.
Наверняка хотя бы часть из вас ранее уже видела этот кард в качестве мема про женщину с множеством кошек. На самом деле, это кадр из фильма Ju-On: The Grudge (2002) и контекст там совсем иной.

Перед тем как перейти к фильмам, я бы хотел заняться сравнением Звонка с Проклятием. Определённо, они во многом похожи, этого не отнять, но существенные различия тоже имеются. Звонок я бы в целом назвал более цивильным. Там есть четкие правила игры, и выйти из игры можно по разному. В конечном итоге, всё взаимосвязано и всё логично. Проклятие в этом плане намного более топорен: есть дом – он проклят. Войдёшь в него – умрёшь. И никак это нельзя изменить, абсолютно никак, никаких исключений. Почему? Потому, что мстительных призраков ничто не способно ни остановить, ни переубедить. И из этого выжали более десятка фильмов! Почему это смотрят? Не смотря на нарочно примитивный сюжет, Проклятия весьма убедительны в своей стилистике и подаче. И в плане стрёмности, Проклятия определённо будут более жуткими чем Звонки. К тому же, в Проклятиях сюжет пускай и примитивен по своей задумке, но подаётся запутанно и очень часто – нелинейно. В некотором смысле, Проклятия это уникальная для кинематографа вещь: при простой идее сюжета, простой как 2 пальца, запутанность сюжета и запутанность хронологии происходящего – немыслимо зашкаливает. Я не знаю ни одной другой такой кинофраншизы. Такаси Симидзу – гений нелинейного повествования.

Кадр из фильма Ju-On: The Grudge 2 (2003).
Кадр из фильма Ju-On: The Grudge 2 (2003).

Если подвести итог, то Звонки более интеллектуальны в своей подаче, в время как Проклятия – более вызывающие.

Как понять японский хоррор?

Вообще, в Японии абсолютно другой подход к силам зла чем в западной культуре, особенно западной поп-культуре. В Японии зло по умолчанию непобедимо. Да, его можно временно перебороть, можно оттянуть неприятности, можно временно скрыться, но в конечном итоге – зло всегда возьмёт своё, чтобы против него не выставлялось. Это как со смертью: можно лечиться от болезней, можно уцелеть в несчастном случае, можно победить в смертельном поединке, но в конечном итоге – умирают все. Вот и японское зло – подобно неизбежной смерти. Это одна из вещей, которая поможет лучше понять суть японских ужастиков. Но это не всё. Тема призраков получила такую популярность в японском фольклоре далеко не случайно. По большей части дело в том, что Япония прошла через много неприятных периодов, когда страна была залита кровью и когда "кто силён, тот и прав". И те, у кого было больше силы, боялись, что за свои поступки им придётся платить, и платить не на каком-то там божьем суду, а мстительным призракам. По причинам о которых можно только догадываться, особую популярность получила женская версия мстительного призрака. Если к этому добавить идею про несгибаемое, неостановимое зло, то складывается определённая картина, которая частично объясняет ментальность японского хоррора. Много раз слышал как жалуются на то, что "почему призраки такие медленные, почему почти никогда никто не убегает и т.д.". А зачем, если обе стороны уже заранее знают единственный вариант исхода событий? Поэтому японские хорроры обычно давят на зрителей не скримерами и насилием, а мрачной атмосферой, иногда ещё и духом безысходности. Хотя скримеры и насилие тоже могут быть, но атмосфера всё же всегда на первом месте, всегда.

Эпизод в школе в Ju-on: The Curse 2 (2000): наиболее наглядный пример почему убегать от японских призраков - бесполезно. Не важно насколько быстро или медленно они передвигаются, ведь они способны мгновенно телепортироваться в любую нужную им точку, тем самым отрезая любые пути побега.
Эпизод в школе в Ju-on: The Curse 2 (2000): наиболее наглядный пример почему убегать от японских призраков - бесполезно. Не важно насколько быстро или медленно они передвигаются, ведь они способны мгновенно телепортироваться в любую нужную им точку, тем самым отрезая любые пути побега.
Но тот эпизод вообще дико жжет: призрак не только повсюду, но и размножился до нескольких десятков экземпляров.
Но тот эпизод вообще дико жжет: призрак не только повсюду, но и размножился до нескольких десятков экземпляров.

Короткометражки Katasumi и 4444444444

Обе ленты, Katasumi (В углу) и 4444444444 (Десять четвёрок) вышли в 1998 году. Первая повествует о двух девушках которые кормят кролика, вторая – о навязчивых телефонных звонках. Тут отдельно стоит отметить, что число 4 во многих азиатских культурах считается дурным. У тех же японцев это число смерти. Первый фильм знакомит нас с персонажем Каяко, второй – с Тошио. На самом деле, назвать это фильмами это огромная натяжка: каждый из них идёт всего лишь по 3 минуты! Стоит ли это смотреть? Ну так, с натяжкой. Нельзя не отметить привкус дешманской паршивости, но в то же самое время поразительно, что при съемке и актёрской игре как будто это снимали подростки на старые телефоны во время перемены, даже эти две короткометражки способны впечатлить своими криповыми развязками. Так что не удивительно, что это потом выросло в полнометражное кино. Если кому сильно интересно, обе короткометражки есть на ютубе (1 и 2).

Ju-on: The Curse, 1 и 2 (2000)

Первые 2 фильма никогда не показывались в кинотеатрах, возможно поэтому третий фильм всегда позиционируется как первый. Оба фильма вышли в 2000, причем почти половина второго фильма это пересказ сюжета первого. Идея сюжета знакома, она присутствует почти что любом фильме франшизы: Такео Саеки убивает свою жену Каяко, сына Тошио и домашнего кота, после чего исчезает непонятно куда. Затем та самая жена, сын и кот (да, и он тоже) становятся мстительными призраками. Фильм разделён на шесть сегментов, показывают их в нехронологическом порядке. И кстати, вся эта семейная трагедия показывается только в самом конце, так что практически весь первый фильм зритель не в курсе почему происходит то, что происходит. Интересно, что первый фильм так же является своего рода сиквелом/приквелом: лента напрямую отсылает к сюжетам обеих короткометражек. Второй фильм тоже состоит из шести сегментов, первые два из них – прямиком из первого фильма. Хотя мировую славу франшизе принёс следующий фильм, эти 2 были весьма известны и популярны у себя на родине.

Юки, репетитор.
Юки, репетитор.
Тошио умеет улыбаться?!
Тошио умеет улыбаться?!
Что тебе мешает улыбаться?
Что тебе мешает улыбаться?
Хороший повод никогда не облокачиваться на двери, если живёшь в Японии.
Хороший повод никогда не облокачиваться на двери, если живёшь в Японии.
Наиболее догадливый персонаж в этой двулогии это Койоко (не путать с Каяко - главным антагонистом франшизы). Может она не самая умная, но определённо самая сообразительная. Да, звучит слегка противоречиво, но и на экране смотрится примерно так же.
Наиболее догадливый персонаж в этой двулогии это Койоко (не путать с Каяко - главным антагонистом франшизы). Может она не самая умная, но определённо самая сообразительная. Да, звучит слегка противоречиво, но и на экране смотрится примерно так же.
Я уже говорил, что второй фильм - очень странный?
Я уже говорил, что второй фильм - очень странный?

Посмотрел я эти фильмы уже после того как написал почти всю эту статью. Смотрел я cut version, где из первой части полностью вырезан весь тот контент, что повторяется во второй части. Оба фильма состоят из шести сегментов, но последние два в первом практически полностью идентичны первым двум по втором, так что если смотреть один фильм за другим, где первый – подрезанная версия, то получается один обычный двухчасовой фильм. На удивление, качество этих фильмов выше чем можно было ожидать. Да, они недотягивают до фильмов 2002-3 годов, особенно в плане некой неопытности которая постоянно прослеживается через оба фильма, но всё равно, это лучше чем многие сиквелы, перезапуски и т.д. К тому же, культовый фильм 2002 года начинается посреди уже некоторых произошедших событий, и хотя что это были за события – для того фильма значения не имеет, это всё же оставляло некое ощущение, будто ты читаешь книгу пропустив несколько первых глав. Вот только вместо внятного предисловия на зрителя вываливается такой поток информации, что без предисловия всё выглядело намного проще. Стоит ли начинать знакомство с франшизой именно с этого? Для абсолютного большинства зрителей – нет, малобюджетность тут сильно режет глаза, сегодня такое даже нигде и не увидишь. К тому же, первый фильм намного более скучный чем второй, а уж подрезанный первый фильм – так вообще один большой пролог.

Ju-On: The Grudge (2002)

Наиболее знаменитая, культовая часть франшизы. Формула соответствует предыдущим частям, но вот только предыдущие части были известны только по японскому TV, а эта – дебютировала серию в кинотеатрах и выстрелила на весь мир. Да, она не стала хитом как Звонок, но она стала знаменита. Вообще, я познакомился с серией где-то в середине нулевых, когда купил дешевый DVD этого фильма, не имея ни малейшего преставления о том, что это такое, и фильм меня 'порвал' уже с первых же секунд... даже не самого фильма, а коротких отрывков внутри меню дивидишного диска. Уже тогда было ясно, что это нечто. Не смотря на то, что я был знаком с японским Звонком, фильм всё равно оставил впечатление кино, похожего на которое я не видел ничего и никогда.

Рика, социальный работник.
Рика, социальный работник.

Сюжет фильма вновь разбит на шесть сегментов которые развиваются в нехронологическом порядке, но все они вырисовываются в две основных параллельных сюжетных линии которые соединяются в конце и имеют внятную концовку. И ряд второстепенных сюжетных линий. Некоторые могут жаловаться будто "в сюжете фильма каждые 10 минут - новый протагонист", но на самом деле протагониста два: молодая социальный работник Рика, помогающая престарелым, и... ну ладно, больше чем два. В фильме присутствует сразу несколько полицейских и их роль в сюжете как бы разная, но в то же самое время именно они все играют одну общую роль – роль полицейского, который пытается разобраться в бессмысленной серии загадочных смертей/убийств/пропаж тех людей, которых объединяет только одно – они все бывали в этом доме. Но это один из вариантов взгляда на сюжет. Можно посмотреть и иначе, что настоящие протагонисты это антагонисты серии – те самые призраки, которые переходят не только из сегмента в сегмент, но и из фильма в фильм.

Тошио и его стандартная игра в гляделки.
Тошио и его стандартная игра в гляделки.
В этом фильме спрятаться под одеяло - не вариант.
В этом фильме спрятаться под одеяло - не вариант.
Да, в кровати определённо больше небезопасно.
Да, в кровати определённо больше небезопасно.
Интересная сцена, которую трудно с первого раз понять. Это единственный раз за всю кинофраншизу когда человек павший под проклятие пытается ему сопротивляться и выгоняет потенциальную жертву из дома. Более того, судя по его фразам и телодвижениям, похоже, что это даже был не он сам, а Такео, который завладел его телом.
Интересная сцена, которую трудно с первого раз понять. Это единственный раз за всю кинофраншизу когда человек павший под проклятие пытается ему сопротивляться и выгоняет потенциальную жертву из дома. Более того, судя по его фразам и телодвижениям, похоже, что это даже был не он сам, а Такео, который завладел его телом.
Далеко не все сцены из оригинала дошли до американского римейка. Например, этой в римейке нет.
Далеко не все сцены из оригинала дошли до американского римейка. Например, этой в римейке нет.
Про ЭТО можно было бы написать как минимум ещё один абзац, но не хочу спойлерить. Могу разве что сказать, что смотря комменты и обзоры видно, что многие не понимают смысл концовки и конкретно этой сцены.
Про ЭТО можно было бы написать как минимум ещё один абзац, но не хочу спойлерить. Могу разве что сказать, что смотря комменты и обзоры видно, что многие не понимают смысл концовки и конкретно этой сцены.

Ju-On: The Grudge 2 (2003)

Если бы меня кто спросил какие части Проклятий стоит смотреть, я бы сказал, что только этот и предыдущий. Это были 2 выдающихся фильмов. Но если первый (ака третий) бесконечно клонировался, то второй (ака четвёртый) не похож ни на один из фильмов серии. Как и все предыдущие фильмы, этот состоит из шести сегментов. В плане осмысленности и подачи сюжета, эта часть приближается к стилистике Звонков: вместо привычного "зашел, замочили, следующий" как в абсолютно всех остальных фильмах, здесь есть определённая загадка и развитие. Что-то в 'правилах игры' изменилось и зрителя в данном вопросе водят за нос ещё больше чем персонажей фильма. К чему это может привести? И не путайтесь угадать. Это невозможно предугадать. Этот фильм выигрывает номинацию одной из самых криповых концовок (и одновременно неожиданных), что я когда либо видел в кино, вообще. Причем, даже в двойной порции: там в конце один 'капец' следом за другим. Но и это не всё: есть где-то в ленте один эпизод, ничего похожего на который я тоже никогда не видел и по уровню криповости он уступает разве что только двум финальным 'манёврам' в конце ленты. В прочем, даже на этом мозголомность ленты не заканчивается: есть тут эпизод события которого происходят одновременно в нескольких разных отрезках времени, пересекаясь не только с предыдущим фильмом, но и концовкой второй телевизионной части. Поразительно, но при всей этой накрученности сюжет фильма развивается почти полностью линейно. Крутой стиль предыдущего фильма и наиболее толковый сюжет из всех фильмов кинофраншизы – многие незаслуженно забывают про этот фильм, нахваливая только ленту 2002 года. Не побоюсь громких заявлений, но оба фильма 2002-3 годов – одни из лучших фильмов ужасов, что я видел.

Главный герой фильма - Киоко, актриса которая сделала себе имя на главных ролях в японских фильмах ужасов. На мой взгляд, наиболее интересный протагонист из всего многочисленного потока протагонистов в Проклятиях.
Главный герой фильма - Киоко, актриса которая сделала себе имя на главных ролях в японских фильмах ужасов. На мой взгляд, наиболее интересный протагонист из всего многочисленного потока протагонистов в Проклятиях.
Что здесь происходит? Из разряда, угадать невозможно.
Что здесь происходит? Из разряда, угадать невозможно.
Не ожидали? Но даже это - всего лишь небольшая часть сути этой дьявольской ситуации.
Не ожидали? Но даже это - всего лишь небольшая часть сути этой дьявольской ситуации.
Предыдущая часть пускай намного более культовая и в целом, более хуковая в плане куда более 'классического' стиля подачи, но именно эта часть - та, от которой будет леденеть кровь вновь и вновь, сколько не пересматривай. Есть что-то в этой ленте такое, на что хочется сказать "такое не в состоянии придумать обычный человек".
Предыдущая часть пускай намного более культовая и в целом, более хуковая в плане куда более 'классического' стиля подачи, но именно эта часть - та, от которой будет леденеть кровь вновь и вновь, сколько не пересматривай. Есть что-то в этой ленте такое, на что хочется сказать "такое не в состоянии придумать обычный человек".
Не могу не отметить подобный столик, который так же используется для... коллективного сна? Неужели в Японии реально так делают?
Не могу не отметить подобный столик, который так же используется для... коллективного сна? Неужели в Японии реально так делают?
Любопытная деталь: во всех фильмах проклятие немного иначе откладывается на тех людях у кого имеются тенденции к экстрасенсорике. Хотел ли что-то этим сказать автор? Трудно сказать, эта тема никак не развивалась, но закономерность прослеживается. Кстати, в Звонках тоже нечто такое присутствует, но в ином плане. Возможно, это как-то связано с некими деталями из японского фольклора, что всегда остаются за кадром кино.
Любопытная деталь: во всех фильмах проклятие немного иначе откладывается на тех людях у кого имеются тенденции к экстрасенсорике. Хотел ли что-то этим сказать автор? Трудно сказать, эта тема никак не развивалась, но закономерность прослеживается. Кстати, в Звонках тоже нечто такое присутствует, но в ином плане. Возможно, это как-то связано с некими деталями из японского фольклора, что всегда остаются за кадром кино.

The Grudge, американский римейк (2004)

Если не знаете с какого фильма начать, японского или американского, вот это может помочь определиться. Но в конечном итоге, оба фильма – отличные, просто подача разная. Лично мне с первой попытки римейк не зашел, но потом, спустя много лет, я всё же оценил и его. Если вам ближе римейк, то вполне возможно, что оригинал если сходу не понравится, то всё же оцените спустя длительное время.

Как понять успешен ли японский ужастик? Проверить есть ли у него американский римейк. Состав для американского римейка подобрали очень хороший. Режиссёр у фильма был тот же, что и у оригинала – Такаси Симидзу. Среди тройки продюсеров главным выступает Сэм Райми – создатель культовой франшизы Зловещих Мертвецов. Более того, всех антагонистов: Такео, Каяко и Тошио, играют те же актёры, что и в японских фильмах! В отличии от римейка Звонка, американское Проклятие мало чем отличается от оригинала, это почти что реплика а не римейк. Немного изменили завязку: вместо японки Рика главный протагонист теперь – Кэрен, американская студентка по обмену, в Японии. И парень у неё есть, тоже американец. Некоторый других персонажей тоже конвертировали из японцев в американцев иммигрировавших в Японию. Затем идёт почти что реплика оригинала до самой концовки, но концовку тоже поменяли, на чуть более положительную. Или так обычно все пишут... На самом деле, не такая уж и реплика. Дело в том, что этот фильм является римейком не только фильма 2002 года, но и части сюжета из более малоизвестного фильма 2000 года. Так что если если вы вдруг посмотрели оригинал, ничего не поняли, и решили посмотреть римейк, то скорее всего запутаетесь ещё больше, ведь сюжетные линии совпадают только частично. Я бы сказал, что оригинал всё равно лучше, но если различать часто сменяющие друг друга азиатские лица для вас это проблема, то можно начать и с этого фильма. В конце концов, при бюджете в 10 миллионов долларов он собрал кассу в 187 миллионов с хвостиком, и это о чем-то да говорит. Хотя рассчитывать, что все актёры будут американцами – не стоит, события фильма происходят в Японии и японцев тут не мало. Лично мне актерский состав римейка нравится существенно меньше, не передают. Спецэффекты и отказ от естественного освещения делают фильм намного менее реалистичным. С другой стороны, подача в этом фильме ощутимо менее хаотичная, поэтому следить за сюжетом будет куда легче. Более, из-за того, что римейк затрагивает сюжет сразу нескольких японских фильмов, картинка складывается более полная. И в американской версии есть ярко выраженный протагонист, что было далеко не так очевидно в оригинале. Но с другой стороны, в римейке пускай и более ясный сюжет, но существенно более смазанная концовка, как и нет внятного 'ответа' на подобии того, что был в фильме 2002 года. А ещё, мне кажется, что присутствие Сэма Райми каким-то образом внесло лёгкой комичности происходящему. Ну не вызывал оригинал улыбку ни разу даже отдалённо, в то время как тут нечто такое несколько раз мелькает.

Кэрен, новый главный герой, замена Рике из фильма 2002 года.
Кэрен, новый главный герой, замена Рике из фильма 2002 года.
В фильме так же играет Тед Сайми, брат продюсера Сэма Сайми.
В фильме так же играет Тед Сайми, брат продюсера Сэма Сайми.
Не все новые сцены в римейке по-настоящему новые, есть и те, что взяты из другого японского фильма. Например, первые 2 коротеньких эпизода в начале римейка взяты из фильма 2000 года. И, надо признать, почти все те сцены, которые пересняты из фильма 2000 года, здесь выглядят намного лучше. Смотрим немного правее. Не благодарите.
Не все новые сцены в римейке по-настоящему новые, есть и те, что взяты из другого японского фильма. Например, первые 2 коротеньких эпизода в начале римейка взяты из фильма 2000 года. И, надо признать, почти все те сцены, которые пересняты из фильма 2000 года, здесь выглядят намного лучше. Смотрим немного правее. Не благодарите.
Кадр из фильма Ju-On: The Grudge (2002).
Кадр из фильма Ju-On: The Grudge (2002).
Кадр из американского римейка.
Кадр из американского римейка.
Кадр из фильма Ju-On: The Grudge (2002).
Кадр из фильма Ju-On: The Grudge (2002).
Кадр из американского римейка.
Кадр из американского римейка.
Знакомо?
Знакомо?

Интересно, что сам Такаси Симидзу согласился снять американский римейк поскольку не был доволен оригиналом. По его мнению, Каяко получилась недостаточно страшной и вызывающая жалость, в то время как он хотел показать её как абсолютное зло. И тут трудно не согласится, в римейке Каяко действительно воспринимается иначе, без той самой нотки трагичности и более злобно.

The Grudge 2 (2006)

Подобно Звонкам, американские и японские сиквелы потянули сюжет в абсолютно разные стороны. Над фильмом работали всё тот же режиссёр и продюсеры, что плюс, но... лента пускай и неплохая, но и не блещет. Фильм получился компиляцией идей из различных Проклятий (и даже Звонков) и смотрится оно вторично. Возможно для тех, кто плохо знаком с японским хоррором, он и будет чем-то более интересным. Появилось откровенно лишнее, а в третьей части его станет ещё больше. И персонажи умирают в первую очередь потому, что тупые. Вторая часть, подобно первой, продолжает переснимать сцены из более старых японских частей, но на этот раз это выглядит откровенно глупо и, в отличии от первого американского фильма, здесь оно сделано вовсе не для того чтобы облегчить понимания сюжета, а тупо для галочки. И есть в этом фильме что-то сугубо подростковое. И прикрученная концовка из японского фильма 2002 года тут в разы менее убедительна. Там к этому подводили на протяжении всего фильма, а тут – тупо с кондачка.

Мэрилин Мэнсон, изыди из моего Проклятия!
Мэрилин Мэнсон, изыди из моего Проклятия!
Самое ржачное появление Каяко за всю франшизу :D
Самое ржачное появление Каяко за всю франшизу :D

Внезапно, даже хронология американской ветки сюжета немного запутана и в трилогию входит больше трёх фильмов, есть ещё некая короткометражка Tales from the Grudge (2006), состоящая из трёх сегментов, типа расширяющие сюжет полнометражного фильма 2006 года. Реально проклятая франшиза. Я их таки посмотрел. Нельзя сказать, что оно совсем того не стоило, это определённо интереснее чем просто трейлер к фильму, но... сугубо фанатский материал, к посредственному фильму.

The Grudge 3 (2009)

Третий фильм явно был испытанием для американской ветки франшизы. Режиссёр и почти все продюсеры покинули проект, японские актёры антагонистов – тоже. И фильм был коммерческим провалом. Но, не смотря на это, я бы сказал, что третью часть есть за что вспомнить. Да, быть может не в лучшем свете, но можно. Пожалуй, главной особенностью ленты стало то, что не совсем понятно, что хотели снять создатели этой ленты: сиквел к Проклятию или же очередной римейк Тёмных Вод? Или это очередной американский слэшер? Потому, что похоже сразу на всё. Тёмные воды – ещё один сверхъестественный японский ужастик. У него нет никаких продолжений, но зато тоже имеется свой американский римейк. Возвращаясь к третьей части американского Проклятия, фильм мог бы быть лучше если бы не некоторые раздражающие и неуместные клише. А ещё, у Каяко с Тошио теперь другой грим: если раньше кожа у них была голубовато-трупного цвета, то теперь – ослепительно белая.

Ju-On: White Ghost и Black Ghost (2009)

Единственные 2 фильма, что я не смотрел. Оригинальный режиссёр и актёры покинули кинофраншизу. Думаю, понять как это отразилось на качестве – не сложно. Так или иначе, в 2009 году вышли сразу 2 новых фильма: Ju-On: White Ghost и Ju-On: Black Ghost. Вроде бы White Ghost это очередной запутанный сюжет про проклятый дом, с нелинейным повествованием на 8 сегментов, а Black Ghost – типа приквела к White Ghost, разбит на 7 сегментов. Вроде бы сюжет сводиться к тому, что маленькая девочка становится одержимой призраком её нерождённого брата-близнеца.

Перезапуск: The Beginning of the End и Final Curse

Японский перезапуск франшизы. Ju-On: The Beginning of the End вышел в 2014 году и он… весьма слабый. Всё как обычно, только как-то слегка припудрено и смазано, как будто снималось со ставкой на японских школьниц. Неожиданно, но её сиквел, Ju-On: The Final Curse 2015 года, был многократно сильнее, фильм явно пытался ровняться на классический фильм 2002 года, но... сколько можно одно и то же? Единственное новое в фильме это то, что в начале фильма злосчастного кота убивают не голыми руками, а менее гуманным способом. Остальное – настолько расклонированно по остальным японским и американским проектам, что уже буквально неотличимо. И использование непоследовательно развивающегося сюжета делает всё ещё более одинаковым. И кстати, единственный продюсер этой новой двулогии – один из продюсеров американской трилогии. Мне во всём этом самоплагиате франшизы не понятно одно: почему под копирку всегда идут идеи из Ju-On: The Grudge (2002)? Фильм был крут, спору нет, но был так же ещё Ju-On: The Grudge 2 (2003) и его сюжет – уникален для франшизы. Получается, что есть один совсем не похожий на остальные ленты фильм и огромная куча клонированных фильмов.

Sadako vs. Kayako (2016)

Фильм стартовал как шутка на первое апреля в 2015 году. Мол, как спастись от разгневанного злобного призрака? Надо нарваться на другого разгневанного призрака, и пусть они между собой дерутся за право тебя замочить! Однако, в декабре того же года была объявлено, что на самом деле это была не шутка, такой фильм реально находится в производстве. Всё это было весело 'на бумаге', но вот фильм вышел в 2016 году и стало понятно, что это очередной избитый сборник японских клише. Это был хороший шанс сделать сатиру сразу и на Звонок, и на Проклятие, но в итоге от 98 минут фильма этого самого стёба там наберётся максимум на пару минут. Определённо не рекомендую. Возможно самое смешное в этом фильме это то, с каким треском провалился этот дерзкий план по стравливанию призраков: после скромной попытки противостоять друг другу, они решили не враждовать, а слиться в нового, более могущественного призрака – Садакая : D Epic fail, ребят.

The Grudge (2020)

Очередное издевательство над привычным развитием событий от Проклятия. Можно подумать, что это очередной дурацкий американский римейк и... это действительно американский фильм, но не римейк. Это спин-офф, события происходят параллельно событиям первого американского фильма. У серии новый режиссёр, но старая тройка продюсеров, включая Сэма Райми. И нелинейное расположение сегментов сюжета – на месте. Надо признать, фильм очень точно придерживается стилистики японского хоррора, в плане подачи это не смотрится как американский ужастик, пускай и абсолютно все актёры – американцы. События фильма разворачиваются в Америке. Здесь нет ни одного привычного антагониста, не считая мимолётного появления Каяко в самом начале. Одна медсестра побывала в том самом проклятом доме в Японии, успела вернуться домой в Америку, в результате чего в Америке появился свой проклятый дом, со своими блекджеком и призраками. Всё остальное – вполне знакомо и вряд ли способно хоть чем-то удивить. В принципе, фильм намного лучше чем можно было бы от него ожидать, но есть одна проблема – всё это уже многократно избито в десятках фильмов даже внутри этой франшизы. Хотя всё равно лучше чем американские сиквелы, как по мне.

Книги

В отличии от Звонков, где часть фильмов была экранизацией цикла книг, с Проклятиями ровно наоборот: книги писались по сюжетам фильмов. Почти все японские фильмы получили свою новеллизацию. Автором книг стал Кеи Ихиши. Но не было бы Проклятие проклятием, если бы там хоть где-то не была нарушена легко понятная хронология.

  • Ju-On (2001)
  • Ju-On 2 (2001)
  • Ju-On (2003)
  • Ju-On: White Ghost (2009)
  • Ju-On: Black Ghost (2009)
  • Ju-On: The Beginning of the End (2014)
  • Ju-On: The Final Curse (2015)

Внимание привлекают первые 3 книги, даты их выхода и описание. Книга Ju-On описывает события первых трёх фильмов 2000-2 годов. В то время как книга Ju-On 2 описывает события фильма 2003 года. Только вот книг с названием Ju-On две – 2001 и 2003 года. Если предположить, что подразумевалась первая, то получается, что автор имел доступ к сюжету фильма до его официального выхода. И судя по тому, что книга Ju-On 2 по фильму 2003 года вышла в 2001 году, видимо оно так и есть. Но... кто их написал, если Кеи Ихиши, "автор всех книг", приступил к написанию книг по франшизе только в 2003 году? Быть может это Такаси Симидзу, создатель франшизы? Если предположить что да, то почему это нигде не указано? Эта франшиза не перестаёт удивлять. В прочем, дальше всё стандартно до скуки: следующие 4 книги выходят в год выхода фильма и имеют полностью аналогичные фильмам названия.

Кадр из фильма Ju-On: The Grudge (2002).
Кадр из фильма Ju-On: The Grudge (2002).

Netflix?!?!

Это наверное самые последние кого можно было ожидать в этой франшизе, но Netflix взялся делать по ней свой сериал. Если бы меня спросили кто никогда не экранизирует очередную часть Проклятия, Netflix был бы достаточно лёгким ответом, но вот же черт, это японское зло реально никто не в состоянии остановить! Сериал получил название Ju-On: Origins, первый и пока что единственный сезон вышел в 2020 году. Ещё не смотрел и наверное собираюсь посмотреть, так что сказать тут мне сказать особо нечего. Быть может, будет отдельный выпуск.

Если эта франшиза и способна чему научить, то в первую очередь тому, что зло порождает зло, порождает зло, порождает зло и т.д. Достаточно один раз начать и конца ему нет. Одни поломанные судьбы ломают судьбы других. Что же до самих фильмов, то данная франшиза очень наглядно показывает рассвет и закат японского хоррора: он выстрелил из-за своей радикальной непохожести на западный, но и быстро выродился из-за крайне ограниченного количества идей и приёмов.

Ну и совсем на последок, мои личные рекомендации по просмотру: можно начать или с Ju-On: The Grudge (2002) или с The Grudge (2004), не столь важно с чего. После этого третьим обязательно стоит посмотреть Ju-On: The Grudge 2 (2003). Остальное – строго на любителя, даже по меркам жанра. Если захотите идти дальше, то следующий шаг – обе части Ju-On: The Curse (2000), но должен предупредить, первая часть раскачивается очень долго, даже по меркам японского хоррора. Вторая часть – намного более эффектная, но и наиболее сумбурная из всех Проклятий вообще. И не только наиболее сумбурная, но и наиболее поехавшая. После этого стоит посмотреть короткометражки Katasumi (1998) и 4444444444 (1998). Внезапно, но они обе являются частью сюжетной линии фильма Ju-On: The Curse 1 (2000), но события короткометражек как бы выпадают из объектива полнометражного фильма.

Кадр из фильма Ju-On: The Grudge (2002).
Кадр из фильма Ju-On: The Grudge (2002).

А какая часть Проклятия больше всего понравилась вам?