Представляю статью прекрасного, молодого в рамках Дзена, автора MarieLaMer (в конце статьи подробнее). А пока усаживайтесь поудобнее и читайте интересный, по хорошему дотошный, разбор, в моей интерпретации дорамы, а в авторской - сериала, "Алиса в Пограничье". Статья про первую часть, с тех пор сняли вторую, и уже анонсировали третью.
Чтобы выигрывать, прежде всего нужно играть
Альберт Эйнштейн знал что говорил...
Фильмов про игры, ставшие реальностью, не так уж и мало: «Начало», «Джуманджи», «Голодные игры», «Правда или действие».
Японцы, в свою очередь, тоже не изобретали велосипед, Netflix просто экранизировал сёнэн-мангу автора Асу Хару «Алиса в Пограничье» в 2020 году.
Сюжет
Живет в Токио вполне себе великовозрастный мальчик-игроман Арису. С отцом и братом он не ладит и по сути, является самым обычным неудачником, зато у него есть двое замечательных друзей: Карубэ - типичный силовик и Чота - типичный нытик.
В один прекрасный момент, поругавшись с семьей, Арису уходит из дома и встречается с друзьями. По их вине, на одном из самых оживленных перекрёстков Токио происходит автомобильная авария, и гоп-компания сбегает с места происшествия, страстно желая только одного: оказаться подальше от этого мира и не влипнуть в неприятности.
Что ж, мечты, как говорится, сбываются. Получите - распишитесь.
Выйдя из подземки, неразлучная троица оказывается в опустевшем Токио, где не работает современная техника, зато существует Игра. Те, кто вступил в неё, будут обязаны играть до конца. Главный приз - жизнь. Проигравших и отказавшихся от квестов система уничтожает автоматически. Объективные шансы на выживание в этом пугающем игровом мире есть лишь у Карубэ, но в никчемном, немного бестолковом Арису просыпается синдром Кайдзи-куна, проще говоря, способность находить блестящие решения из казалось бы, безвыходных ситуаций. Геймерское прошлое и обладание обширным массивом информации об играх оказываются как нельзя кстати, благодаря этому у друзей появляется реальный шанс выжить.
Кроме них, в игру оказались втянуты самые разные люди - школьницы, офисные клерки, военные, врачи, альпинисты. Личности с самыми разными навыками и способностями: от бесполезных, до незаменимых.
В новом мире Игры уже установилась иерархия группировок. Шансы на выживание резко увеличиваются, если присоединиться к одной из них.
Как не стать пушечным мясом, разменной пешкой в руках более сильных и продвинутых игроков?
Кто является гейм-мастером?
Можно ли разгадать алгоритм, пройти все квесты и победить, собрав колоду из 52 карт?
Ответ на все эти вопросы смогут получить лишь выжившие.
Режиссерская работа и сценарий
Со сценарием вопросов не возникает, экранизация манги редко предусматривает значительные отклонения от первоисточника.
Однако, жанр сёнэн обычно рассчитан на юношескую аудиторию возраста 12-18 лет. Сценарист ввёл драматическую и философскую составляющие, что, несомненно, добавило картине психологизма, глубины и в итоге, пошло лишь на пользу. Сериал перерос из стандартно-динамичного экшена в драму, каждый герой которой раз за разом вынужден задавать себе один и тот же вопрос: на что я готов пойти ради того, чтобы выжить?
Режиссура не подкачала, сделано добротно, в рамках жанра, при этом, лирических моментов достаточно, квесты и головоломки интересные, без перебора с экшеном.
Операторская работа
Снято хорошо, на драматических моментах камера замирает, позволяя зрителю погрузиться в переживания героя. Панорамных видов Токио не слишком много, но они органично вписаны в общую картину.
На мой взгляд, в экшн-сценах кровь уж чересчур сильно смахивает на томатный сок, но это уже не к оператору придираться стоит, а к гримерам и реквизиторам.
Кстати, перекрёсток в Сибуе безлюдным заснять не удалось, поэтому пришлось воссоздать его с помощью компьютерной графики.
Цветовые решения, soundtrack
Игры и краткие моменты передышки между ними показаны в двух принципиально разных стилях: saturated/natural.
Как видите, здесь все ярко, насыщенно. Подчёркнуто не только хорошей раскраской кадра, но и динамичным звуком в стиле industrial.
Моментов «вне игры» в сериале не так уж много, эти паузы позволяют рецепторам отдохнуть и перезагрузится.
Soundtrack неплох, но сделан с уклоном в типичную западную музыку. Что ж, эпоха глобализации позволяет немного отступить от четких канонов, плавно и комфортно погрузить зрителя в незнакомую культуру, минимизируя инаковость. Аутентичного японского рока в сериал не положили. Треков от известных японских диджеев тоже. Хотя, dj Makoto со своим фирменным drum’n’base вписался бы, это направление электронной музыки отлично сочетается с динамичными компьютерными играми.
*Soundtrack выложен на YouTube канале Various Artists - Topic*
Лично мне чудненько зашла тема «Good time», она звучала одной из первых, очень позитивно и чем-то неуловимо напоминала музыку из «Друзей Оушена».
Актерская игра
Мимишности в добре нет, злодеи не карикатурны. По сути, показаны нормальные реакции живых людей в ситуации, критической для жизни: кто-то молится, кто-то впадает в ступор, кто-то стремительно теряет человеческий облик, кто-то решает жить сегодняшним днём. Актеры с задачей справились.
Это не корейские дорамы, тут хардкор, поэтому от миловидности не осталось и следа, но что не сделаешь ради достоверного воплощения образа на экране.
Сценарий - 5
Режиссура - 5
Операторская работа - 5
Саундтрек - 4
Актеры - 5
Заключение
Несмотря на лёгкость жанра, в сериале поднят ряд весьма серьезных тем:
- Как помочь человеку, пережившему потерю близких
- Как найти внутренний ресурс двигаться дальше
- Как перестать тонуть в чувстве вины
- Куда может завести побег от реальности, пусть даже и игровой
- Как управлять толпой и оказаться на вершине власти
В первом сезоне, состоящем из 8 серий по 45 минут были собраны все младшие карты. Самое интересное ждёт зрителей во втором, выход которого Netflix планирует на 2022 год.
Представляю автора
Реалистка. От прадеда-корейца унаследовала трезвый взгляд на происходящее в нашем изменчивом мире. Пишу об азиатском кинематографе и музыке различных направлений. Любимые жанры: психологический триллер, фэнтези, хоррор, боевик. В силу инвалидности и ограниченности в передвижении, очень ценю человеческое общение, даже если собеседник по ту сторону экрана.😉 Заходите на канал MarieLaMer (увы, на Дзен больше не пишет), которую я нашла в рамках поисков соавторов (что все еще актуально)))
Спасибо что читали! 🤞