Найти тему
UX-Марафон

Как начинающему UX/UI – дизайнеру найти работу. Часть 1

Итак, вы прошли крутой курс по веб-дизайну от Skillbox, Нетологии, GeekBrains или другого онлайн-университета. У вас есть красивый сертификат, актуальная и востребованная профессия, горячее желание устроиться джуном в крупную/престижную/интересную компанию… и ни малейшего представления, как осуществить это на практике.

Как и где искать первую работу в веб-дизайне? С чего начинать? Какие скиллы прокачивать и какими качествами обладать, чтобы заинтересовать эйчаров? Как оформить портфолио и подготовиться к собеседованию, чтобы получить тестовое задание, и что надо учитывать при его выполнении? На эти и многие другие вопросы попробуем ответить вместе со спикерами онлайн-конференции UX-Марафон .

Кадр из презентации Pauline Bertry, Experience Designer, Digital McKinsey
Кадр из презентации Pauline Bertry, Experience Designer, Digital McKinsey

Первый этап. Анализ себя

Умение найти хорошую работу – это навык, и его можно развить, уверена Pauline Bertry (Experience Designer, Digital McKinsey). В своём докладе «Как найти классную работу. Чему я научилась во Франции» спикер предлагает подробный поэтапный план поиска работы, и для начала советует взглянуть на себя как на «продукт», который необходимо «продать» потенциальному работодателю.

Для этого составьте список ваших навыков и по каждому навыку пропишите ВСЕ задачи, которые в принципе можете выполнять. Затем рассортируйте пункты списка по двум осям: «что я люблю делать» и «что я умею делать хорошо».

В точке пересечения максимальных показателей по обеим осям мы получим «работу мечты» – вариант прекрасный, но не так, чтобы очень реалистичный. Поэтому гораздо больший интерес для нас представляют так называемые core skills – то, что вам нравится делать, и что вы умеете достаточно хорошо. Иначе говоря, core skills – это то, за что вам платят деньги, та польза, которую вы приносите компании.

Кадр из презентации Pauline Bertry, Experience Designer, Digital McKinsey
Кадр из презентации Pauline Bertry, Experience Designer, Digital McKinsey

На этом же этапе полезно сформулировать и список собственных требований к будущему месту работы. Например, если для вас принципиально работать рядом с домом – следует прописать этот пункт, чтобы сразу же отбросить компании, которые по этому показателю вам не подходят.

Совет: все списки (и навыков, и требований/ограничений) составляйте письменно

Итогом этого этапа должно стать глобальное понимание, что вы умеете, чего вы хотите и чего вы не хотите.

Второй этап. Анализ рынка

Этот этап включает в себя просмотр и анализ интересующих вас вакансий. Здесь ваша задача – отсеять заведомо неподходящие компании и выбрать те, которые вам интересны. Как это сделать?

  • Читайте описания вакансий. То, как они сформулированы, может достаточно много рассказать о компании. Например, если вы видите вакансию веб-дизайнера, а в перечне профессиональных обязанностей первым пунктом стоит изготовление дизайн-макетов для визиток и флаеров – в эту организацию вам точно нет смысла обращаться.
  • Говорите с людьми из интересующих вас компаний. Это поможет увидеть устройство и «кухню» организации изнутри, а не в рамках формального описания в интернете.
  • Почитайте об особенностях разных типов компаний, это даст вам понимание, на что можно рассчитывать в каждом конкретном случае.

Совет: разберитесь с названиями должностей

Это особенно важно, если вы планируете устраиваться в иностранную компанию – во избежание путаницы. К примеру, должность, которую в русскоязычных странах обозначают как UX/UI, во Франции называется просто UI, а должность проектировщика – UX Designer или Interaction Designer. Для зарубежных стран тоже нет какого-то единого стандарта: так, американский UX Expert соответствует французскому consultant Design Thinking.

Третий этап. Подготовка резюме, портфолио, социальных сетей

На этом этапе вы приводите в порядок всё, что так или иначе работает на вашу самопрезентацию: резюме (для западных компаний – CV), портфолио, а также социальные сети. Последний пункт, возможно, представляется неочевидным, поэтому остановимся на нём поподробнее.

-3

Так вот, социальные сети нужны, чтобы привлечь внимание рекрутёров и создать вам правильный имидж. При этом речь, разумеется, идёт не об «Одноклассниках» или TikTok. В России это будет профессиональная страница в Фейсбуке, а если вы ориентированы на зарубежный рынок вакансий – аккаунт в LinkedIn.

Что должен увидеть, попав на вашу страничку, потенциальный работодатель или рекрутёр? Во-первых, это качественная фотография, обязательно с лёгкой улыбкой (думаем, не нужно объяснять – почему). Далее – настоящие имя и фамилия, а также название должности, которую хотите занимать (а не той, которую занимаете на данный момент – это важно). Кроме того, следует кратко описать ваше видение будущей работы, а также указать свой профессиональный опыт с описанием задач, которые приходилось выполнять, и вашей зоны ответственности в рамках проекта.

Совет: обратите внимание на количество контактов, рекомендации, указанные навыки

Резюме (CV) и портфолио – это два документа, по которому эйчар составляет мнение о вас как о профессионале. Именно от них в первую очередь зависит, пригласят вас на собеседование или нет.

-4

Очевидно, что резюме должно быть написано хорошим литературным языком, без грамматических ошибок, а указанные в нём биографические факты должны иметь отношение к должности, на которую вы претендуете. Резюме для большой компании будет отличаться от резюме для маленького стартапа – обычно для этого достаточно чуть сместить акценты.

Совет: контактный e-mail, который вы указываете в резюме, должен выглядеть профессионально

Если ваша электронная почта выглядит как irishka128@gmail.com или pushistik-masya@yandex.ru – есть смысл потратить пару минут на то, чтобы завести новый почтовый ящик.

Ваше портфолио – это, пожалуй, главное, на что смотрит эйчар, отбирая кандидатов на собеседование. Именно по нему судят о ваших hard skills, а также о глубине и осмысленности подхода к поставленной задаче.

Ваши шансы получить приглашение на собеседование стремятся к нулю, если

  • ваше портфолио оформлено в виде папок или архива;
  • портфолио содержит лишь красивые картинки без описания, как осуществлялась работа над проектом;
  • портфолио содержит грамматические ошибки и/или плохой копирайт.

В идеале портфолио должно содержать 4-5 (как минимум – 3) кейса с описанием контекста и проблематики проекта, целевой аудитории, ваших функций в команде, рабочего процесса, а также проблем, с которыми пришлось столкнуться, и способов их решения.

-5

О том, как грамотно оформить резюме и портфолио, можно узнать много полезного из докладов «Найм в дизайне» Марины Степановой (Учи.ру) и «Какой дизайнер нужен современной компании» Ирины Жигановой (Сбербанк).

Итак, резюме, портфолио и профессиональный аккаунт в социальной сети – ваша возможность показать «товар» лицом и выделиться на фоне других претендентов. Но не только это. Работа по их оформлению помогает структурировать свои мысли и подготовиться к следующему важному этапу – прохождению собеседования. О нём мы и поговорим во второй части этой статьи.

Совет: не бойтесь откликаться на вакансии и не бойтесь отказов!

Играйте на количество – чем больше вы отправите отзывов на вакансию, тем больше вы получите ответов, в том числе отрицательных (что тоже хорошо – обратная связь помогает скорректировать линию поведения, чтобы приблизиться к цели).

25 февраля 2021 на онлайн-конференции UX-Марафон #23 | Паттерны дизайн-менеджмента дизайн-директора будут рассказывать про найм, стажировки, развитие дизайнеров и работу в международных проектах. Подключайтесь и вливайтесь в профессиональное сообщество!

Спойлер: спикеры будут публиковать вакансии.