Эдди Мёрфи (Родился 3.04.1961)
Эдди Мёрфи, пожалуй, первая суперзвезда (популярность С. Пуатье была заметно меньше) американского экрана с темным цветом кожи. В 30 лет он стал миллионером, его имя известно поклонникам кино всех континентов.
Родившись в семье довольно скромного достатка (его отец был полицейским), Эдди уже с 15 лет увлекся сценой. Он выступал, где только мог: в школе, в третьеразрядных клубах и барах. Это был парень-спектакль. Он сочинял репризы, танцевал, пел, смешил публику непристойными шуточками. Понятно, что Эдди мечтал попасть на телевидение, и когда ему представилась такая возможность, он ее не упустил - забавлял телезрителей в программе «Субботняя ночь».
В те годы довольно большой известностью пользовался еще один негритянский актер Ричард Прайор. Отказавшись сниматься в комическом детективе «48 часов», он оказал Эдди неоценимую услугу: тот получил роль в этой ленте и тут же стал знаменитостью.
...Мелкого мошенника (Эдди Мёрфи) выпускают из тюрьмы ровно на 48 часов, с тем чтобы он помог поймать полиции опасного преступника. Его опекуном выпало быть немногословному силачу (Ник Нолт), который постепенно проникается к подопечному уважением. Картину отличал хороший комедийный темп, неплохо были сняты обязательные для жанра, погони и драки.
Через 8 лет режиссер этой ленты Уолтер Хилл попытался продолжить полюбившуюся зрителям историю, однако фильм «Другие 48 часов» уже не имел желанного результата. По-видимому, сказалось отсутствие новизны, своего рода запрограммированность поведения главных героев.
Однако вернемся в первую половину 1980-х. В 1983 году Джон Лэндис решил поставить переосмысленную версию «Принца и нищего». Комедия называлась «Поменяться местами».
... Два злобных старикашки-миллионера поспорили, что смогут круто изменить жизнь своего подающего надежды подчиненного (Дэн Эйкройд): они выгоняют его с работы и из дома, а вместо него берут с улицы безработного негра (Эдди Мёрфи). Смышленый негр в считанные дни осваивает компьютерно-банковские премудрости и наслаждается комфортом роскошной квартиры, но, вовремя распознав коварство боссов, объединяется с новоявленным «бомжем», чтобы восстановить справедливость...
В этой сказочной комедии было много оригинальных трюков, смешных ситуаций, но главное - драматургический материал давал возможность Эдди Мёрфи проявить свое дарование с самой лучшей стороны - в пластике, жесте, мимике.
Еще через год Эдди Мёрфи вновь повезло: на сей раз он заменил на съемочной площадке Силвестера Сталлоне, который не смог сыграть главную роль в полицейской комедии Мартина Бреста «Полицейский из Беверли-Хиллз».
...Остроумный и жизнерадостный полицейский (Э.Мёрфи) приезжает в Калифорнию, чтобы отомстить за смерть приятеля...
Фабула картины была проста, но обаяние Эдди Мёрфи оказалось столь велико, что зрители тут же потребовали продолжения. Фильм Тони Скотта «Полицейский из Беверли-Хиллз-2» также пользовался немалым кассовым успехом.
К сожалению, Эдди Мёрфи нередко изменяло чувство меры и вкуса. К примеру, в комедии Уилларда Хайка «Лучшая защита» он сыграл слишком грубо, часто соскальзывая в пошлость. История испытателя новой модели танка (Э.Мёрфи) и эксцентричного конструктора военной техники (Д.Мур) в целом почти не вызывала смеха.
Намного удачнее была роль Эдди Мёрфи в «Золотом мальчике» Майкла Ритчи. В этом фильме, рассказывающем о том, как герой Мёрфи разыскивает мальчишку, похищенного злодеями в Гималаях, фантастика переплеталась со сказкой, комедией и детективом. Мальчик-то, как оказалось, был не простой, а волшебный.
Еще один сказочный сюжет предложил Эдди Мёрфи его старый знакомый Джон Лэндис в комедии «Поездка в Америку». Эдди играл здесь наследного принца одной из африканских стран, отправившегося инкогнито искать себе невесту в Штаты...
Забавно, что Эдди Мёрфи сыграл в «Поездке...» еще и небольшую роль старика, воспользовавшись для этого сложным гримом и седым париком.
К сожалению, деньги и слава несколько испортили характер Эдди: с каждым годом он становился все более капризным, неуважительным. Быть может, поэтому в 1989 году он решил обойтись без режиссера и сценариста. Он сам написал сценарий и поставил ретрокомедию о негритянской мафии 1920-х «Ночи Гарлема». Этот фильм, по свидетельству прессы, побил своеобразный рекорд по количеству нецензурных слов, произнесенных с экрана...
В 1990-х Мёрфи с успехом сыграл в комедиях "Чокнутый профессор" и "Доктор Дулитл", а вот в XXI веке его кинокарьера явно затормозилась. Таким суперхитов, как "48 часов" или "Поменяться местами" у него уже не было...
© Александр Федоров, 1991, 2021