Художник Дэвид Даунтон — легенда fashion-иллюстрации, чья карьера началась 36 лет назад. В эксклюзивном интервью для ARTLIFE он поделился секретами своего успеха, разницей между художником и иллюстратором, источниками вдохновения и многим другим.
ARTLIFE MAGAZINE: Вы неоднократно рассказывали о том, что в детстве считали себя гением, но затем разочаровались в своём таланте. Почему так вышло и какой совет вы могли бы дать себе тогдашнему сегодня?
Дэвид Даунтон: Насчёт гения я, конечно, иронизировал, но, определённо, в начале пути у меня было очень высокое мнение о себе и своём даровании. Никто в моей семье не был связан с живописью, среди сверстников мне также не с кем было сравнить себя. Поэтому я получил такую возможность только в колледже искусств. Именно тогда я осознал, что не был особенным, и это сделало меня угрюмым, мрачным и крайне осторожным студентом. Честно говоря, я до сих пор не вернул былую самоуверенность в полной мере. Сейчас, оглядываясь назад, я предпочёл бы быть добрее к себе.
AM: Вы переехали в Лондон из Кента — довольно небольшого британского города. Чем вы зарабатывали на жизнь? Были ли среди ваших знакомых в тот период люди искусства и, если да, показывали ли вы им свои работы? Как они реагировали?
ДД: Я устроился на работу в компанию, которая занималась исследованиями рынка. Их офис находился в Вест-Энде (западная часть Лондона, в которой сосредоточены театры, музеи, элитная недвижимость, бутики. Прим.ред.). Переезд в Лондон был волнительным событием, и я предвкушал новую жизнь, хотя после колледжа разочаровался в себе и на какое-то время полностью потерял интерес к иллюстрации, сосредоточившись на моей офисной работе. Тогда мне казалось, что глава под названием «Многообещающий художник» для меня закрыта.
Тем не менее, коллеги в офисе были как на подбор творческими людьми — актёрами, музыкантами, писателями. Все были молоды, все стояли в начале своего творческого пути и старались реализоваться в свободное время. Однажды один из них спросил меня, чем я занимаюсь на самом деле. Я показал своё портфолио, которое не открывал с самого колледжа. Мои коллеги были в хорошем смысле поражены им и устыдили меня за то, что я забросил карьеру художника. Так моя мечта обрела вторую жизнь.
AM: Вы помните свой первый опыт работы в качестве иллюстратора на Неделе моды? Что вы тогда ощутили, были ли довольны собой? Что изменила та поездка в вашей карьере?
ДД: 1996-му году я уже посвящал коммерческой иллюстрации всё своё время. Ни на чём конкретном я не специализировался и брал все заказы подряд, а их, к счастью, было много. Я создавал театральные афиши, иллюстрации для поваренных книг и бульварных романов… Заказы на фэшн-иллюстрации тоже появлялись время от времени, но тогда у меня совершенно не было связей в этой сфере. Всё изменилось, когда я попал в Париж на Неделю моды в качестве иллюстратора от Finanсial Times. Оказаться за кулисами показов Valentino и Christian Lacroix было подобно боевому крещению. Я был настолько поражён увиденным, что даже не смог выполнить свою работу по-настоящему качественно. По крайней мере, так я оцениваю этот опыт теперь. Но та поездка зародила во мне желание усовершенствовать навыки и состояться как fashion-иллюстратор.
AM: Ещё один поворотный момент — серия портретов самых красивых и успешных женщин мира — Линды Евангелисты, Катрин Денёв, Диты фон Тиз… Как родился этот проект?
ДД: В 1998 году прошла моя персональная выставка fashion-иллюстраций, на открытие которой приехала Мари Хелвин — одна из известнейших подиумных моделей 1970-х и 1980-х годов. Я попросил её позировать мне для портрета, она согласилась, мы начали работу. Я снова ужасно нервничал, но, к счастью, Мари осталась довольна результатом. Именно через неё я и познакомился с Катрин Денёв, Джоан Коллинз, Паломой Пикассо, Иман, и всё закрутилось невероятно быстро.
AM: Вы позиционируете себя как фэшн-художника. В чем разница для вас между художником и иллюстратором?
ДД: Видите ли, дело в том, что художник интерпретирует увиденное через собственную призму, а иллюстратор — через призму заказчика. Я предпочитаю выражать своё видение.
AM: Ваши иллюстрации кажутся очень живыми, лёгкими, непринуждёнными. Как вам это удаётся?
ДД: Секрет прост: много работать в сжатые сроки, пробовать, ошибаться, снова пробовать и стараться оставаться спонтанным. Моя цель — контролируемая спонтанность.
AM: Считаете ли вы себя перфекционистом? Самокритика, на ваш взгляд, помогает художнику или, наоборот, мешает?
ДД: Я перфекционист, который учится прощать свои недочёты. Важно быть самому себе и самым строгим критиком, и самым преданным поклонником. Ключ — в балансе, который я ищу до сих пор.
AM: Какие советы вы можете дать начинающим иллюстраторам, которые стремятся найти себя и свой стиль?
ДД: Ваш стиль сам вас найдёт в своё время. Главное — не спешить и не форсировать события. Хотя, если честно, я не люблю термин «стиль», потому что это может загнать в ловушку. Мне больше по душе термин «подход», потому что его можно менять в зависимости от задачи или вашего настроения и подход не определяет художника, не ставит его в рамки, в отличие от стиля. Но самое главное — будьте собой. Не становитесь блеклой копией кого-то другого, это — бесполезное занятие.
AM: Фэшн-иллюстрация была на пике популярности ровно 100 лет назад, в 1920-е. Сегодня она вновь переживает взлёт, и вы во многом внесли в это свой вклад. У вас есть любимые иллюстраторы, повлиявшие на ваш стиль?
ДД: Да, конечно. Их было так много, что мне пришлось издать о них книгу — «Мастера fashion-иллюстрации» (смеётся). Рене Грюо, Франсуа Буше, Карл Эриксон, Марсель Вертис, Тони Вирамонтес, Антонио Лопес, Том Кео, Этьен Дриан, Боб Пик… Я могу продолжать бесконечно. Утончённость их линий, щегольство, гениально исполненный рисунок… Ведь всё начинается именно с умения рисовать! Работы этих художников для меня — неисчерпаемый источник вдохновения, и я всегда хотел добиться того же, чего добились они. Возможно, у меня это получилось.
AM: Расскажите немного о журнале «Pourquoi Pas?», создателем и главным редактором которого вы являетесь. Почему вы решили издать свой журнал и насколько жизнеспособны сегодня печатные издания об искусстве?
ДД: Этот проект родился из моего страстного желания отметить художников, которыми я восхищаюсь, и потренироваться в написании и редактуре статей. Журнал потребовал от меня полной включённости во все процессы начиная от дизайна и заканчивая дистрибуцией. Несмотря на то, что я сотрудничаю с журналами несколько десятилетий, подобный опыт создания своего издания был для меня новым и интересным. Отдельной честью и удовольствием было сотрудничать со многими выдающимися художниками.
Мне кажется, определённый аппетит к журналам такого типа был и будет всегда, но сейчас они скорее становятся элитарными. Печатная периодика обладает своими особенностями. Это и запах чернил, и шелест бумаги. Ни одно электронное издание не подарит читателю этих простых удовольствий.
Полная версия интервью и множество других полезных и вдохновляющих материалов ждут вас в третьем выпуске ежегодного журнала ARTLIFE.
ARTLIFE MAGAZINE — это наш красивый способ познакомить читателей с ключевыми именами современного искусства, помочь начинающим художникам прийти к успеху на этом пути и поделиться вдохновением, которым наполнена каждая страница.
Выпуск «Преодолевая расстояния» — это ещё и портал в дополненную реальность: картины с пометкой AR оживают, если навести на них камеру смартфона через приложение ARTLIFE.
Эстетика играет для нас ключевую роль во всём, что мы делаем и чем себя окружаем. Возможно, именно поэтому выпуски ARTLIFE MAGAZINE — это настоящие интерьерные книги, арт-объекты, которыми каждый может украсить своё пространство.
Мы уделяем много времени и внимания тому, чтобы в наших журналах всё было доведено до совершенства. Начиная от выбора обложек, на которых размещены иллюстрации Дэвида Даунтона и Блэр Брайтенштайн, и заканчивая наполнением каждого издания и качеством бумаги.
Воспользуйтесь специальным предложением и приобретите 2 выпуска журнала ARTLIFE за 2100 руб. вместо 2700 руб. по ссылке https://clck.ru/TFpDM.