Найти тему
ВИКТОР КРУШЕЛЬНИЦКИЙ

ПОЧЕМУ ДЛЯ МЕНЯ ЖИВОТНОЕ НЕ НИЖЕ ЧЕЛОВЕКА


.

.

Меня никогда не интересовало, что отличает человека от животного, какая пропасть меж ними? Меня больше интересовало что может породнить человека и животное , человека и природу, что может примирить их в Раю? Сама мысль эта евангельская. Вопрос о метафизической пропасти меж человеком и животным - для меня скучен и банален , и чуть ли не научен, это вопрос интеллигента, вопрос профессора по антропологии , или скажем, какого -нибудь скатившегося алкоголика, (испугавшегося стать свиньей) это вопрос рассудка, а не вопрос любви, но это не вопрос поэта, святого, или лесного отшельника, который мечтает стать таким же зорким как сова, надмирным как сокол, или святым как олень... Пропасть для меня существует меж человеком и человеком, но никак не между человеком и животным. Животное в моем понимании прекрасно, кроме этого животное несет в себе загадку Рая, потерянного человеком. И лишь поэзия в состоянии эту загадку разгадать.

КАКИМИ ЧЕРТАМИ ЖИВОТНОЕ И ЧЕЛОВЕК ПОХОЖИ

.

.

Чем человек отличается от животного? Это старый вопрос, на который уже не так и интересно отвечать. О метафизической пропасти меж человеком и животным писали почти все философы, включая и материалистов. Лучше спросить чем животное и человек похожи?. И в том, и в другом заколдовано божество, но в диком животном оно заколдовано порой красивее , и мифичнее, чем в человеке. В одном загадка Природы, (говоря о звере) в другом загадка Потерянного Рая, (говоря о загадке человека) , который служит ключом и к загадке Природы. Только этим и животное и человек привлекательны. Просто, в животном это начало невыразимо, потому животное и молчаливо , выразимо это начало Потерянного Рая, лишь в человеке, через его религию или искусство. Древние религии интуитивно близко подошли к связи загадки Природы и Божественного. Может быть, поэтому, если человек красив, и умен, он более похож на красивого зверя, а если человек прекрасен и мудр, то на ангела.