Найти в Дзене
В ТЕАТРЕ

Оперное искусство Казахстана. 1 часть

Благоприятные условия для развития оперного искусства в Казахстане сложились в 30-ых годах прошлого столетия.

Интернациональный жанр оперы быстро прижился в культуре страны, учитывая музыкальность казахстанского народа.

Опера "Биржан и Сара" М. Тулебаева, 1946
Опера "Биржан и Сара" М. Тулебаева, 1946


Однако в Казахстане, как и в государствах Ближнего Востока и Средней Азии оперное искусство прошло не простой путь - достижений и нередких потерь.

Из 60 казахских опер, созданных более чем за полвека, одни по ряду объективных и субъективных причин не получили сценического воплощения, другие недолго задерживались в репертуаре, а театральная жизнь третьих - заканчивалась после премьеры.*

В первых оперных сочинениях 30-40-х гг превалировал метод цитирования народной музыки.

-3

Вершинами развития оперного искусства в те годы стали опера Абай (1944) - авторов А. Жубанова и Л. Хамиди, и опера Биржан и Сара (1946) М. Тулебаева.

Оба этих произведения вошли в золотой фонд казахской оперы, и по сей день с успехом проходят в национальных театрах страны.

Cцена из спектакля Казахского театра драмы им. М. Ауэзова "Абай"
Cцена из спектакля Казахского театра драмы им. М. Ауэзова "Абай"


Освоение эпических сюжетов и образов, постижение их уникального художественного мира представляют собой главную особенность национального стиля казахской оперы. Эта тематика получила воплощение в операх Ер Таргын, Бекет, Алпамыс, в балетах Камбар и Назым, Козы Корпеш - Баян Сулу, Аксак кулан и др.

Брусиловский Е./Тулебаев М. Опера „Кыз-Жибек“ / Опера „Ер-Таргын“ / Опера „Жалбыр“ / Лирическая Поэма / Опера „Абай“ / Симфония «Сары Арка»
Брусиловский Е./Тулебаев М. Опера „Кыз-Жибек“ / Опера „Ер-Таргын“ / Опера „Жалбыр“ / Лирическая Поэма / Опера „Абай“ / Симфония «Сары Арка»


В 1934 году после основания первого государственного театра в стране руководство страны дало указание: поставить первую казахскую оперу — «Кыз-Жибек». Ее либретто на основе народной легенды написал
Габит Мусрепов .

Композитором стал выпускник Ленинградской государственной консерватории Евгений Брусиловский , попавший в Казахстан по распределению и работавший здесь учителем музыки. Брусиловский, несмотря на незнание казахского языка, сразу же с энтузиазмом взялся за дело.

Он просил артистов петь ему народные песни и кюи. Прослушав и собрав материал, Евгений Брусиловский создал потрясающую музыку, в которой ему удалось передать всю красоту и самобытность народных мелодий.

Опера "Кыз Жибек", 1934 год. Канабек Байсеитов, Куляш Байсеитова
Опера "Кыз Жибек", 1934 год. Канабек Байсеитов, Куляш Байсеитова

Роль главного героя, Толегена, исполнил Канабек Байсеитов. Главную женскую партию — Жибек — пела Куляш Байсеитова. Премьера состоялась 7-го ноября 1934-года. Опера имела оглушительный успех. Зрители высоко оценили звонкий голос и лиризм актерской игры исполнительницы главной роли. Для Куляш Байсеитовой образ Жибек стал визитной карточкой и прорывной ролью.

В мае 1936 года в рамках Декады казахского искусства и литературы в Москве казахский театр представил оперу "Кыз Жибек" и получил впечатляющие отзывы.

-7

Московские газеты писали: «Это настоящая музыкальная поэма, по праву являющаяся одним из самых высоких образцов поэзии этого рода. Автор ее и композитор — сам казахский народ. Она слагалась в безвестных аулах певцами, имена которых давно утрачены и живут лишь в сказках и легендах…», «… очень быстро привыкаешь к необычной для нас манере петь открытым звуком, без всяких вокальных ухищрений…», «Для многих было радостной неожиданностью встретить такой одаренный, спевшийся, высоко музыкальный коллектив…». Отдельно критики отмечали исполнение партии Жибек Куляш Байсеитовой: «Артистка Байсеитова обладает талантом огромной, всепоглощающей силы. Сценическая игра Байсеитовой и ее пение настолько выразительны, что зритель положительно забывал о своем незнании казахского языка и понимал артистку».


Продолжение следует...

*Источник: книга «Казахские оперы», Алматы, 2010. Кузембаева С. А., Мусагулова Г. Ж., Каримова З. М.