Среди людей малосведущих о христианстве бытует мнение, что любая религия, в том числе и христианство для дураков. Не смог себя человек реализовать в жизни, потому в религию ударился. Там мол ума много не надо, крестись за поклоны клади. Не обойду и мнение самих верующих, мол «где просто – там ангелов сто», зачем нам ученость? И без неё можно спастись.
Эти мнения опровергают три великих ума Церкви, как их бы сейчас назвали академики: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Все троя учились в первоклассной на тот момент языческой школе: Афинской. И не просто учились, а были «лучшими в классе».
Святитель Григорий писал, что в то время им с Василием было знакомо только две дороги: одна вела в храм Божий, другая — в училище.
У трех святителей были разные характеры, разный образ жизни, но всех их объединяло одно: вера во Христа. Вера искренняя и пламенная. Они прекрасно были знакомы с языческой философией, но знание не надмило их, а наоборот, они использовали это знание как подспорье для низложения самих язычников и еретиков.
Более того, Василий Великий в слове «к юношам о том как нужно читать языческие книги» призывает постигать мирские науки, читать философов, образоваться. Не чуждаться этого как какой-то скверны, а как пчела собирает нектар с разных цветов, так и христианин читая мирскую литературу может собирать все самое ценное и отвергать ложное.
Но эти три столпа Церковной учености не были просто «академики», умными дядьками, а были аскетами, в особенности Василий. Их слово не расходилось с делом. Если они проповедовали о любви, то сами являли эту любовь. Если говорили о посте, то сами постились «зело».
Потому их слово спустя тысячелетия отзываются в душах христианских, причем разных конфессий: православные, католики, протестанты, все читают великих святителей.
Нам, христианам сегодня сугубо нужно подражать их примеру в учёности и аскезе. Благодаря интернету мы имеем доступ к лекциям лучших ВУЗов и университетов мира. Труды святых отцов, философов доступны для каждого. Сегодня, христианин должен знать своё вероучение, знать богослужение и знать как это донести другим.
Без этого, православие так и останется в глазах современников «религией для дураков».