Смотрел на днях потрясающую версию «Ромео и Джульетта» Цюрихского оперного театра. Джульетта сумасшедшая, её держат в комнате с умывальником. Всё из –за того, что её папаша (в этой версии оперы он почему -то вылитый дон Корлеоне) не хочет, чтобы его дочь встречалась –внимание!- с Ромео-женщиной.
Итак, возлюбленная Джульетты, её имя тактично умалчивается, бегает по сцене в мужском костюме. Она всё время поёт арии. В то время, как у Ромео настоящего - этакого непутевого рохли с вечно опущенной, как у Пьеро головой, в пьесе (в Цюрихской версии она называется Монтекки и Капулетти) нет ни одной арии. Всю оперу он просто ходит и молчит. Наверно, как в жизни. Непрозрачный намёк на незавидное положение мужчин в современном западном обществе.
Что касается общества, которое изображается на сцене, то оно справедливо возмущено. Как это так одной женщине любить другую? Надо сказать, что представленное общество – все вылитые гангстеры, (как видно, они подручные дона Корлеоне) и естественно, что они во всём разделяют мнение босса.
Но в конце первого акта им даётся, судя по всему режиссёром-женщиной, а, может, трансвеститом, справедливый отпор. Они всё вдруг появляются на сцене в той же компании, но половина мужчин в женской одежде. Причём, Ромео, юноша с мускулистыми руками, притворившись трансгендером, тоже ходит среди них. Женщины –мужчины тут поют, просто мужчины задумчиво трогают в кармане свои яйца.
Зрители в зале сдержанно покашливают. Мне очень интересно, как они всё это воспринимают? Я имею в виду зрителей? Там же есть наверняка и нормальные люди. Ведь наверняка половина из тех, кто пришел на спектакль это семейные пары, далёкие от супермодных гендерных страстей. Хотя, я тут подумал, вдруг им вообще плевать на содержание, они просто пришли музыку послушать? И пение. Может, в Цюрихе вообще не принято обращать внимание на литературный контент. Поют и ладно. А поют здесь, между прочим, превосходно. То, как оперные певцы выкладываются на сцене - выше всяких похвал. И в конце концов артисты не виноваты, что устроители с авторами придумали такое нестандартное либретто, чтобы продать билеты. Это были, так сказать, мысли в антракте.
Но идём дальше. В начале второго акта возлюбленная Джульетты продолжает уговаривать её наплевать на условности и пожениться. Джульетта соглашается, и в конце второго акта появляется на сцене уже в подвенечном платье. Но, оказывается, она ещё пока всё же не решила за кого выйти –за подружку или за Ромео. Морочит обоим голову. Но её сердце, это мы понимаем по пению, разрывается от неопределённости.
Дон Корлеоне (ну, в смысле Капулетти), тут как тут. Сначала он пытается договориться миром. Мол, детка, ты офигела, кто будет детей рожать, если все бабы друг на дружке переженятся? Но Джульетта, ослеплённая страстью, не слышит отца. Дон Корлеоне угрожает дочке поставить её в тазик с цементом, если она сделает неправильный выбор. Но несмотря на все угрозы сердце невесты всё –таки склоняется в сторону девушки. Чтобы избежать скандала, Ромео, всё также молча, подносит ей стакан яда.
Выпив чистой воды, Джульетта, наконец, затихает у себя на постели. Ромео вероломно остаётся жить.
Вуаля! С'ест финаль! Смотрите оперы! Приобщайтесь к культуре!
Вот такая история.
Сходите в оперу, приобщитесь к