Найти тему
Собеседник на скамейке

Адмирал Ричард Берд и полет на Северный полюс

Я уже писала статью о том, что было сказано в конце жизни адмиралом Бердом. Говорят, что люди в конце жизни не пытаются скрывать правду. Об этом можно прочесть здесь: Последние слова адмирала Берда.

Контр-адмирал Ричард Эвелин Берд-младший (25 октября 1888 - 11 марта 1957) был американским военно-морским офицером. Полеты самолетов, в которых он служил штурманом и руководителем экспедиции, пересекли Атлантический океан, часть Северного Ледовитого океана и часть Антарктического плато. Ему принадлежит открытие горы Сидли , самого большого спящего вулкана в Антарктиде. Он родился в США там же долгое время был значимой фигурой: он был первым американским авиатором, пролетевшим над Северным и Южным полюсом на самолете.

После окончания в 1912 году Военно-морской академии США (United States Naval Academy), Берд начал служить в элитном подразделении ВМФ США, но не долго. Сломав ногу ему пришлось уволиться. Но совсем скоро после этого он обучился полетам на гидроплане и летал на нем в годы Первой мировой войны.

9 мая 1926 года Ричард Берд и Флойд Беннет на трехмоторном самолете "Fokker F.VIIa-3m" стартовали со Шпицбергена. Считается, что Ричард Берд пролетел над Северным полюсом, опередив норвежского полярного исследователя Руаля Амундсена, летевшего туда же на дирижабле несколькими днями позже. Совершив этот перелет Берд и Беннет стали национальными героями США и были награждены Почетной медалью Конгресса США. А Берд получил звание капитана 3 ранга.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

После перелета Северного полюса, в 1928 - 1930 годах Берд впервые совершает экспедицию в Антарктиду и на шельфовом леднике Росса открывает в 1929 году первую станцию США "Little America-I", а заодно и горный хребет и земля названная "Мэри Берд".

29 ноября 1929 года Ричард Берд, будучи штурманом на трехмоторном самолете "Ford" с тремя коллегами осуществил полёт над Южным полюсом. Во время полета Ричард Эвелин сбросил американской флаг, к которому был прикреплен камень с могилы Ф. Беннета, который умер годом раньше от туберкулеза. Это было данью памяти другу, с которым они вместе пролетели через Северный полюс.

В 1930 году Ричард Берд становится контр - адмиралом ВМС США.

Также Бёрдом были осуществлены ещё четыре экспедиции в Антарктиду: в 1933-1935, 1939-1940, 1946-1947 и 1955-1956 годах.

Во второй экспедиции адмирал находился в одиночестве зимой 1934 года на метеостанции "Advance Base". Жизнь там подорвала его здоровье и Берду пришлось лечиться. После лечения Берд прибывает снова в Антарктиду с третьей экспедицией (1939-1940). При поддержке правительства США сделаны исследования в геологии, биологии и метеорологии.

В марте 1940 года Берда призывают на действительную военную службу.

Во время Второй мировой войны адмирал участвовал в операциях на Тихом океане.

Потом была четвертая, последняя экспедиция в Антарктиду с участием Ричарда Берда (1955-1956). Почти через год, 11 марта 1957 года он умрет.

Вот такая его биография.

Рассказывать подробно обо всех его экспедициях в одной статье не получится, поэтому каждая его экспедиция будет в разных статьях. Но про этого человека и его экспедиции стоит рассказать!

Итак, его полет на Северный полюс.

В книге Александра Бирюка "Великая тайна уфологии", автор говорит о том, что среди историков полярной экспедиции знаменитого американца ходили упорные слухи, будто бы смерть ближайшего соратника Берда и участника практически всех его полетов до 1929 года - Флойда Беннета - была вовсе не случайной. И умер он вовсе не от туберкулеза, а от воспаления легких, которое он не смог вовремя вылечить из -за того, что самолет с противовоспалительной сывороткой потерпел катастрофу.

Флойд Беннет. Фото из открытых источников
Флойд Беннет. Фото из открытых источников

На его похоронах супруга Кора Беннет произнесла: "Смерть Флойда - лучший подарок Берду".

В книге А.Бирюка говорится, что в экспедиции 1929 года, при полете над Антарктидой участвовал Бернт Бальхен, пилот. Он сильно интересовался подробностями полета Берда над Северным полюсом, который произошел в 1926 году, и среди профессионалов стали появляться слухи о фальсификации данного полета.

Современные исследователи считают, что самолет с Бердом и Беннетом никак не смог бы преодолеть 1230 км от Шпицбергена до Северного полюса и обратно, так как при старте у самолета был поврежден масляный бак правого двигателя самолета. Из - за произошедшей поломки Берд не мог далеко удаляться от берега, но он не хотел уступать свое "первое место" Руалю Амундсену и он попросту покружил в области Шпирцбергена, наматывая на счетчике километры. Бернт Бальхен хорошо знал и Берда и Беннета. Он свидетельствует, что Беннет плохо разбирался в навигации, а Берд этим пользовался. В этом и признается факт фальсификации. Но так ли все на самом деле?

В википедии говорится о том, что в его полетном дневнике были обнаружены следы подчисток, и этим самым были сделаны выводы о фальсификации полета. И в журнале "Американский архивист" (1999), есть статья Реймонда Герлера, которая подтверждает сведения о подчистках. Ричард Монтегю в книге "Океаны, полюса, авиаторы" пишет, что полет Берда над Северным полюсом - самый удачливый обман в истории исследований. И автор теоретически пытается доказать, что Берд и Баннет вообще не могли достичь Северный полюс.

Бернт Бальхен. Фото из открытых источников
Бернт Бальхен. Фото из открытых источников

В журнале "Знание - сила" в 1999 году была напечатана статья А.Волкова "Самый удачливый обман". В ней говорилось, что сомнения по поводу полета Берда возникли практически сразу, после его возвращения с "полюса". Один из журналистов, который освещал полет на дирижабле "Норвегия" Руаля Амундсена, находясь на Шпицбергене, говорил, что Берд и Баннет за такое короткое время не могли добраться до полюса.

Про время писали и в римской газете "Трибуна", что 15 часов - это слишком маленькое время для полета к полюсу и обратно. Также сомнение было высказано президентом Норвежского географического общества, что в условиях полюса трудно с достоверностью определить положение самолета. Берд же указывает, что положение самолета он определял по высоте Солнца, используя секстант. Но все это звучало не вполне убедительно. Также Берд в беседах с репортёрами рассказывал, что сразу после старта ему и Флойду Беннету и в самом деле пришлось повозиться с двигателем, находившимся по правому борту (из него вытекло масло), в результате чего скорость полёта снизилась с 90 миль в час до 60, но они все равно решили продолжить полет, и сумели запустить мотор. К тому же и ветер был попутным, и они благополучно долетели до полюса, покружили надо ним несколько минут и стали возвращаться. В это время ветер усилился и поменял свое направление, и снова дул практически "в спину". Во время полета к полюсу Берд 6 раз определял местоположение с помощью секстанта, и 4 раза уже вблизи полюса, но на обратном пути секстан сломался и измерений больше не проводилось. Свои координаты Берд наносил на две карты, которые он предоставил в американское Географическое общество, которое финансировало его полет. В том году у общества к Ричарду Берду вопросов не было.

Ричард Берд. Фото из открытых источников
Ричард Берд. Фото из открытых источников

Шведский профессор метеорологии Гест Лильеквист из Упсальского университета опубликовал статью в одном из журналов в 1960 году "Долетела ли "Жозефина Форд" до Северного полюса?" Он поднял американские и норвежские метеорологические карты, чтобы выяснить, какова же всё-таки была погода в день полёта в этой части Арктики. И оказалось, что рассказ Берда не соответствует действительности. Но в 1976 году, в советском журнале "Вокруг света" была опубликована статья Д. Алексеева и П. Новокшонова "Трое и полюс", посвящённая полету Берда и Беннета над Северным полюсом в 1926 году. Для написания статьи были взяты данные Гидрометеоцентра СССР, и по ним восстановили ветровую обстановку 9 мая 1926 года. Советские синоптики подтвердили правильность данных Ричарда Берда. Однако, скорость полёта их самолёта "Жозефина Форд" составляла 165 километров в час: именно такие параметры были указаны в описании "Фоккера". Но вот крейсерская скорость была существенно ниже: Лильеквист так считает потому, что он изучил данные о других полётах "Жозефины Форд", и учитывая погодные условия полюса, сделал такой вывод. Также вместо шосси к самолету были приделаны тяжелые полозья для посадки на снег. Общий путь туда и обратно составлял 2500 км, и за 15 часов полета он должен был лететь со скоростью 166, 66 км в час. При этом его скорость не должна была уменьшаться. Сам же летчик утверждает, что летел со скоростью 90 миль в час, а потом пришлось ремонтировать самолет (на это ушло время) и потом скорость была снижена до 60 миль...Так вот, 90 миль в час равна 144, 841 километра в час. Это почти на 20 км в час ниже, чем необходимая скорость. Тогда простым математически решением выясняем: 2500 км - это расстояние от материка до полюса и обратно, делим на скорость самолета, о которой говорил Берд: 90 миль в час, или 144, 841 км в час. И получается, что при самых лучших возможностях самолета и без ремонта двигателя летчикам понадобилось бы 17 часов!

Вот такой же вывод был сделан и Бернтом Бальхеном. Он тоже летал на "Жозефине Форд", и зная все ее особенности посчитал так же, как и я выше. К тому же он дружил с Флойдом Беннетом и, высчитав время спросил о том, как он с бердом мог за 15 часов преодолеть весь путь при полете на Северный полюс. На что добродушный Флойд ответил: "А мы там и не были". А потом рассказал все в подробностях, как дело было. Но вскоре Беннет умирает, и самолет, в котором было лекарство для Беннета терпит крушение. Как то все так совпало. И супруга на похоронах мужа упоминает Берда...

Со слов Беннета, когда была устранена утечка масла, Берд приказал полетать над белой пустыней вблизи Шпицбергена, и они после вернулись обратно.

При жизни Берда Бальхен не решался написать об откровениях Беннета, а после его смерти решил издать свои мемуары, но родственники Берда были влиятельными людьми. И книга "Со мной на Север!" была отредактирована так, что все вычисления там были убраны. НО!!!

Прежде, чем закончить статью, я решила посмотреть, сколько километров от взлетной полосы до Северного полюса? Оказалось, что база Kings Bay, с которой стартовал самолет, находится в местечке под названием Ню-Олесунн - это государственное предприятие, располагающееся на полярном архипелаге Шпицберген и осуществляющее свою деятельность в самом северном посёлке на планете. Расстояние от Ню-Олесунн до Северного полюса по прямой - 1232 км. И я уточнила, что полет Берда был начат в 00 часов 07 минут 9 мая 1926 года, а закончен в 15 часов 37 минут. Значит длительность полета была 15 часов 30 минут. 1232 км умножаем на 2 (туда и обратно), получается 2464 км - весь путь. Зная время и расстояние, вычисли скорость: 2464 разделим на 15, 5, и вуаля! получаем 158, 97 км в час, или приблизительно 98 миль в час. Заявленная скорость самолет - 165 км в час, плюс попутный ветер и прекрасные метео условия, которые были проверены с помощью Гидрометеоцентра СССР, позволяют верить словам Ричарда Берда. Можете сами все проверить. Я - не специалист, но я - исследователь. И я предполагаю, что Берд все - таки достиг (по крайней мере теоретически он мог это сделать за данное время) Северного полюса, и это с учетом поломки, на которую было потрачено пол часа. Значит, еще больше ужесточим временные сроки: 15, 5 часов - минус 0,5 часов = 15. 2464: 15 = 164,27 км в час. Это скорость тоже укладывается в заявленную скорость самолета, а наличие попутного ветра позволяет думать о том, что скорость самолета была не меньше вычисленной. Так что предлагаю не слушать единичные мнения, а думать самостоятельно. Но, может быть, я не права, мне не хватает знаний, чтобы утверждать этот факт. Поэтому пусть решают профессионалы.

В заключении надо добавить, что несмотря на то, что Ричард Берд, возможно, не был первым человеком, достигшим Северного полюса, но тем не менее, его личность неординарна и его экспедиции представляют интерес для науки, и истории. В следующих статьях я расскажу о его экспедициях в Антарктиду, постараюсь разобраться в том, что было на самом деле, и чего не было.

Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, пишите комментарии.

Всем добра и здоровья!

Наука
7 млн интересуются