Найти тему

Премьера «Тоски » в Геликон-опере. Ой, тоскаааа…

Нет, это не Флория Тоска :)) Это владелица здания, княгиня Шаховская
Нет, это не Флория Тоска :)) Это владелица здания, княгиня Шаховская

Опять они меня расстроили…

Слушайте, мне очень нравится Геликон, это самый гостеприимный театр, который мне приходилось видеть не только в Москве, но и во всей Европе и ее окрестностях. Самое нарядное фойе, самый доброжелательный персонал, самые удобные кресла в зале. Самая быстрая бухгалтерия — мне деньги за билет вернули на следующий день. Да что говорить, мне даже их Julius Meinl понравился, когда я перешла с капуччино на эспрессо! А мороженым в этот раз вообще бесплатно угощали!

И вот у же который раз я покупаю билеты на премьеру с целью написать что-нибудь хорошее про спектакль…

Но не могу!

Начался спектакль, и у меня сразу пропало все настроение. Это какой-то водопад сплошного шума, вообще невозможно различить, где оркестр, где голоса артистов. И чем дальше, тем хуже.

Я же знаю этих артистов! Елена Михайленко, Иван Гынгазов - я же их раньше слышала, я была уверена, что уж они-то справятся легко! Алексей Исаев — не моего романа герой, но для злобного барона Скарпиа как раз подойдет.

Так я думала, пока не услышала их после перерыва, связанного с пандемией.

Меня даже не так беспокоит, что происходит на сцене, вся это «реЖопера»; по сравнению с европейскими театрами режиссер Бертман — чистейший защитник традиций и охранитель скреп.

Но звук!

Я просто не понимаю, что у них происходит с акустикой.

И я это не понимаю уже давно, с тех самых пор, как здание открылось после ремонта, все знают, кто читает TripAdvisor . (Довольно забавно, что, судя по восторженным рецензиям профессиональных критиков, это не понимаю лишь только я. Но это уже другая история)

В Геликоне клянутся, что у них естественная акустика — то есть без проводов, микрофонов и электричества, и я им склонна верить. Но это еще хуже! Микшерным пультом можно громкость увеличить / уменьшить при необходимости. А стены и потолок как построили, так и будут стоять, никуда не денешься...

Вы помните, я рассказывала про экскурсию по театру ? В главном зале, он называется Стравинский — у них есть еще зал Покровский и зал княгини Шаховской — в потолок вставлены голосники, их можно видеть, только когда нет верхнего света. Они очень похожи на раструбы геликонов, это духовой инструмент, раньше их было много в военных оркестрах. А теперь и в названии театра.

Подозреваю, они недооценили масштаб трагедии и переоценили свой собственный. То есть голосники были рассчитаны на помещение гораздо большего размера, скажем, Храм Христа Спасителя или Исаакиевский собор, там бы они были к месту.

А тут зал всего на 300 мест, от грохота прямо в ушах звенит, хочется убежать в буфет и там весь спектакль и сидеть !

К счастью, на время самых знаменитых арий дирижер все-таки привернул оркестр, и удалось расслышать голоса.

Н у что я вам скажу…

Я слышала, как Елена Михайленко поет Леонору в «Трубадуре» и Аиду — очень хорошо, Амелию — неплохо. Может, Пуччини - не ее композитор? Не знаю… Но Флория Тоска вышла совершенно бесцветной, голос лишен какого-либо тембра. Или это такая задумка режиссера? Vissi d'arte — очень, очень скучно.

Но потом вы знаете, что случилось?

Перед тем, как зарезать Скарпиа, Тоске нужно забраться с ногами на рояль:) И в процессе она принимает как раз такую позу, которая нужна для хорошего звучания голоса! Нет, я нисколько не знаток, и не делаю вид, будто я знаток. Вы видели комические пантомимы, где оперные примадонны стоят, эдак сложив руки на животе и слегка наклонившись вперед? Вот так она встала, не нарочно совсем, случайно — и голос зазвучал! Представляете? Жаль только, что ненадолго…

Иван Гынгазов, как мне кажется, много над собой работал в последнее время, и с большим успехом . Прямо перед пандемией он очень хорошо спел Ленского, на мой непросвещенный слух, по крайней мере, я ссылку дам. Позже. Казалось бы, Каварадосси должен быть еще лучше, на то же он и драматический тенор? Ну что, Recondita armonia не прозвучала совсем. Хорошо, это можно спросить с режиссера, артист то на пол ляжет, то вскочит, то вокруг себя обернется…

То же самое во втором акте, где Vittoria! Vittoria ! Ну невозможно, опять он прыгает то туда, то сюда…

Наконец, E lucevan le stelle наоборот, артист как встал посреди авансцены, так и стоит. И никакого толку!

Но есть и хорошие новости — где не ждешь :)

У Ивана Гынгазова появились подлинно итальянские краски в голосе, причем, похоже, именно там, где он не заботится о том, чтобы все было правильно, а просто поет, как ему нравится. O dolci mani ну прямо очень хорошо вышло, это про «милые ручки» Флории, которые только что прикончили негодяя Скарпиа :)) И в первом действии было несколько удачных реплик… Так что здесь не все так плохо :))

Но вот кто меня внезапно порадовал, это Алексей Исаев . В Геликоне он, кажется, ведущий баритон, занят в каждой премьере, и, сказать честно, я от него порядком устала, нигде он мне не нравится. Каково же было мое удивление, когда именно он стал движущей силой этого провального выдающегося спектакля! Вы представляете, и в первом акте, где Скарпиа — сатрап и ханжа и вообще исчадие ада, и особенно во втором, где он он хочет обольстить Флорию — везде голос звучит так, как именно в этом месте и положено; вначале мощно, грубовато и авторитетно, а потом, когда он Тоске предлагает глоток вина — ну прямо такой красивый, мягкий, аристократический, истинно итальянский тембр, Тито Гобби напоминает в этой партии. Если бы Тоска закрыла глаза и только слушала звук этого голоса — устоять невозможно :)

Ну, если честно сказать, то Va, Tosca немного скомкано было, но ладно уже, не будем придираться.

В общем, завтра — уже сегодня, то есть — я пойду на другой состав. Как выяснилось, именно тот, что был на прогоне для прессы до официальной премьеры. «Вести» и «Московский Комсомолец» даже рецензии успели опубликовать. Хвалебные!

Если опять будет то же самое, то я просто не знаю, что мне делать... Ну не ходить же в театр ради того, что там гардероб такой удобный и туалет без очереди?

Пока что вот вам ролик от самого театра.

А фотографии завтра вытащу из камеры , хорошо? И про «нетрадиционную» режиссуру тоже.

А то сейчас я правда так расстроена, что прямо чай пить не могууууууу :(((((

Готовы фото и "оптимизированное" либретто, смотрите в соседней статье

А послушать?

Вот здесь

Если не будет загружаться, пишите, это у меня первый опыт )))

P.S.

Знаете, я прямо вечером от тоски пришла и включила архивную запись. Как говорится, почувствуйте разницу...

Хотя это 1965 год, и даже полный профан вроде меня слышит, что у Каллас с голосом не все в порядке...

P.P.S .

Хотите еще про оперу? А вот:

Ужастик года в бывшем Камерном театре Покровского

«Тоска» не пережила реЖоперы

"Абдразаков и друзья" поют Верди. В этой консерватории надо что-то подправить...

Креатив в "Стасике": Ленского замели, Онегину труба!

«Евгений Онегин» в «городе желтого дьявола»: листья желтые над городом кружаааааааааатся…

Похвальное слово для Метрополитен-оперы

"Князь Игорь" в Мариинском. Со следами былой красоты...

И еще про Геликон - один восторг, ну правда!

Геликон ведет нас на выставку. Бесплатно!

Геликон ведет нас на экскурсию. Бесплатно!

Вы еще не сделали прививку? Тогда Призрак оперы идет к вам :)

"Кофейная кантата» с настоящим кофе

А также в свете грядущих выступлений маэстро Пласидо Доминго в Большом театре:

Доминго и друзья в Москве, часть 1

Доминго и друзья в Москве, часть 2

Доминго и друзья в Москве, часть 3